Один из старейших ветврачей Трубчевского района рассказал о любимой профессии

Ко Дню ветработника
Начинал бы заново – опять бы стал ветеринаром
Любовь к братьям нашим меньшим, сострадание к ним, милосердие, умение находить с мохнатыми-пернатыми общий язык, думается, – такие же врожденные таланты, как и музыкальный слух, или, например, умение бойко оперировать цифрами и видеть логические связи. Как-то так получается, что уже практически с самого рождения ребенок либо бросается бесстрашно гладить каждого мимо пробегающего кота или собаку, либо норовит побольнее дернуть их за хвост. Воспитать в себе умение хорошо относиться к животным – можно, а заставить полюбить – нельзя.
И большое счастье, если талант и профессия совпадают. Как, например, все счастливо совпало в жизни у нашего собеседника, одного из старейших ветврачей трубчевской земли, долгое время руководившего районной ветслужбой, подполковника ветеринарной службы, ветерана труда и просто очень обаятельного, статного мужчины с благородной сединой и живыми карими глазами – П. И. Сычева (на снимке).
Петр Иванович, сколько себя помнит, всегда любил животных, хотя трудовая, колхозная жизнь в карачевском селе Затинная, где он родился и провел детские годы, не особенно располагала к сантиментам. Мальчишка – старший сын в простой крестьянской семье Сычевых – с малых лет помогал родителям по хозяйству, трудился в колхозе. Умел и печь истопить, и приготовить обед на всю семью, и порядок в доме навести, и возил на коне воду из Снежки в огромной 200-литровой бочке – для поливки колхозных овощей, косил, почти не отставая от мужиков, скирдовал сено, рано научился пахать. Петр Иванович показывает испещренные шрамами руки – по ним можно читать непростую историю его крестьянского детства.
Когда трудолюбивый крепкий паренек успевал учиться – загадка. Но школу он окончил вполне успешно. И пошел сначала на завод автозапчастей. Поработал год и совершенно ясно понял: не его.
– Поехал в Трубчевск и поступил в ветеринарный техникум, – вспоминает Петр Иванович. – Мой отец был заготовителем, потому в доме всегда были животные, да и свое хозяйство тоже было немаленьким. Я очень сильно всегда любил собак, лошадей. А жеребята для меня были чем-то запредельным, – улыбается он. – Поэтому, если видел, что кто-то обижает животных, что им плохо, – душа переворачивалась.
В техникум поступил, учился с удовольствием, практику тоже проходил на трубчевской земле, но когда оставалось уже совсем немного времени до окончания ссуза, неожиданно, в ноябре, студент получил повестку в армию. Отсрочек-то раньше не давали.
– Мне уже шел двадцать первый год, я был кандидатом в члены партии, наверное, поэтому меня из Брянска сразу направили служить в Москву, – рассказывает наш собеседник. – Там был запрос на ветеринарного специалиста.
Служил Петр Иванович «по профессии» – в школе служебного собаководства, ветеринарным инструктором, где помогал сослуживцам готовить собак к работе на границе, охране важных объектов, даже к отправке на службу за границу, в союзные республики, где всегда очень ценились подготовленные в нашей стране служебные собаки. Через полгода отличной службы П. И. Сычева назначили старшиной роты. « За отличные успехи в боевой и политической подготовке, примерную дисциплину и безупречную службу в рядах ВС СССР Вы занесены в Книгу Почета части и награждаетесь похвальной грамотой…», – читаем в бережно хранящейся в семье Сычевых Похвальной грамоте, подписанной командиром в/ч, полковником В. Тытюком. Высокая честь. Ее оказывают не каждому.
– У меня была своя воспитанница – восточно-европейская овчарка Аза, – рассказывает Петр Иванович о тех армейских временах, – на редкость умная, понятливая собака. Мы вместе прошли с ней все этапы дрессировки, понимали друг друга с полуслова… Когда моя служба подошла к концу было очень жаль расставаться. Азу, конечно, забрать с собой было нельзя, зато я привез домой щенка – почти ее точную копию. И даже имя дал ей такое же – Аза…
Техникум окончил с отличием, потом Витебскую ветеринарную академию. И с дипломом вернулся в уже ставший почти родным Трубчевск.
– Колхоз «Ленинец» в Городцах. Около тысячи коров, свиньи, кони, овцы, птица, – перечисляет он. – За их здоровьем следили шестеро врачей. Мне, бывшему студенту, на первых порах помогали, подсказывали. Очень поддерживал председатель колхоза Н. П. Гераськов. Вообще, мне с хорошими людьми везет по жизни. Многим в своей жизни, в профессиональном становлении я обязан им. Это и председатель райисполкома М. П. Щеглов, и директор веттехникума И. И. Хорошутин, и преподаватели Н. А. Хахалина, А. А. Воробьев, Л. А. Локна, и председатель колхоза «Восход» А. П. Верховец, и главный его ветврач Н. П. Юденков, и главный ветврач района А. М. Филин и многие, многие другие.
Вот так: в работу – «с головой» – молодой ветеринар погрузился в профессию. Лечил, брал анализы, оперировал, подбирал витамины и подкормки. Словом, все полученные «в теории» знания применял в реальной жизни, впитывал опыт старших товарищей.
Кстати, именно к тому времени относится фотография, на которой еще совсем молодой, но серьезный и собранный, он, с пухлым портфелем в руке, и во франтовской черной (видимо, фетровой) шляпе скачет на белолобом красавце коне по деревенской улице.
– Это фото сделал Т. Т. Пунин, когда я ехал мимо его дома по своим ветеринарным делам на ферму, – рассказывает П. И. Сычев. – Дороги были труднопроходимыми, а сельскому ветеринару за день нужно было поспеть в сто разных мест. Вот и подключали четвероногий транспорт.
Вся дальнейшая жизнь Петра Ивановича была связана с ветеринарной службой. Начиная рядовым сельским ветеринаром, он «дорос» до главного ветврача района, получил звание подполковника ветслужбы. Был депутатом, членом исполкома, председателем сельсовета. Как грамотного и компетентного ветработника его направляли в зарубежные командировки: в Италию, Венгрию, чтобы перенимать их опыт в ветеринарной сфере, делиться наработанным у нас. Никогда не отказывал в просьбах сотрудников заповедника «Брянский лес», если их подопечным требовалась помощь ветврача. Некоторое время работал директором Трубчевского сырзавода, где применял знания, полученные в любимой профессии: трубчане вспоминают те годы, как времена строгого и тщательного контроля качества молока. «Могли и завернуть, обратно на ферму молоко отправить, – говорят, – если показатели будут отклоняться от нормы».
Когда в апреле 1986-го в Чернобыле произошла та страшная авария на АЭС, П. И. Сычев заведовал ветлабораторией. Он и его сотрудники ежедневно: утром, в обед, вечером – проводили радиологический контроль, выезжали в населенные пункты нашего района, делали замеры, проверяли «на радиацию» скот, животные продукты и др. Еще одни неизвестные герои той необъявленной войны…
Сейчас П. И. Сычев – уже десять лет как пенсионер. Но назвать его так не поворачивается язык: он бодр, энергичен, деловит, а рассказывая о своих 75-ти годах (12 июля он отметил красивый юбилей), перечисляет фамилии, называет точные цифры, помнит до мельчайших деталей события прожитой жизни.
– Если бы была возможность прожить жизнь заново – опять бы стал ветеринаром, – убежденно говорит он.
П. И. Сычев поздравляет своих коллег и всех причастных к одной из самых милосердных и добрых профессий – ветеринарного врача.
– Я поздравляю всех ветеранов ветслужбы, всех ветеринарных работников с нашим профессиональным праздником. Желаю всем здоровья, благополучия, чтобы служба росла, чтобы меньше было болезней. Счастья всем, мира и добра!
О. АНЦИФЕРОВА.
Фото автора и из архива П. Сычева.