Герои в нашей памяти живут
В ноябре исполнилось 105 лет со дня рождения Героя Советского Союза Ф. Т. Антонова и 115 лет со дня рождения Героя Советского Союза Г. Ф. Хараборкина – уроженцев трубчевского края
(Окончание. Начало – в №51 от 20 ноября 2020 г.).
Георгий Филимонович Хараборкин стал первым трубчанином, удостоенным высокого звания – Героя Советского Союза. После вручения награды была встреча в Кремле с маршалом С. М. Буденным.
Как одного из самых опытных танкистов в стране, его назначили командиром учебного взвода тяжелых танков КВ. На тот момент это были танки новейшей конструкции. Летом 1941 года Георгий Филимонович – уже капитан и командир тяжелого танкового батальона. В июне дивизия находилась в летних лагерях на ст. Кубинка Московской области. К 30 июня она передислоцировалась в Витебскую область на Западный фронт.
6 июля, в 7.00, капитан Хараборкин повел разведку боем при участии 12 тяжелых танков КВ-2 и двух легких танков БТ-7. Ранее утром он получил частное распоряжение командира дивизии. Боевая задача состояла в закреплении на западном берегу реки Черногостница, и организации переправы для основных сил дивизии. В 8.00 группа танков вышла к месту предполагаемого брода, выявленному разведкой у деревни Черногостье недалеко от шоссе Витебск-Бешенковичи. По техническим причинам к месту атаки не прибыли четыре танка КВ: на месте брода оказалось, что мост разрушен, а местность вокруг предполагаемой переправы болотистая. Всю ночь выше по течению шел проливной дождь, в тот же день немецкие войска взорвали плотину, и уровень воды в реке поднялся на полтора метра. Переправа для легких танков стала недоступной.
Командир группы Хараборкин принимает решение форсировать реку тяжелыми танками. Разлив реки скрыл противотанковые мины, что установили немецкие саперы 20-й моторизованной дивизии генерала Ганса Цорна. При попытке переправиться четыре танка КВ-2 подорвались на них, еще три танка обездвижили минометы противника. Фактор внезапности был потерян. Немецкие артиллеристы, прикрывающие минные заграждения, стали расстреливать из противотанковых пушек тяжелые танки КВ. Танк капитана Хараборкина КВ-2, заводской номер – 4696, был подожжен, в нем детонировал боекомплект, и танк буквально разорвало на части. Из шести членов экипажа выжили только двое (по другим данным – один), остальные сгорели в танке.
Под огнем артиллерии противника удалось эвакуировать два пятидесятитонных танка КВ. Два раза батальон мотострелков, прикрывавший танкистов, поднимался в атаку, пытаясь переломить ситуацию, и оба раза неудачно. Сильный огонь противника (работали до 10 орудий на километр фронта) заставлял их вернуться на исходные позиции.
К полудню на свою позицию прибыл 14-й артиллерийский полк. Батарея старшего лейтенанта Якова Джугашвили смогла подавить одну батарею противника. Но было уже поздно, командир дивизии ввиду больших потерь перенес основную атаку на следующий день. В течение двух дней 14-я танковая дивизия пыталась овладеть западным берегом реки Черногостница, сражаясь с 20-й моторизованной и 7-й танковой дивизиями вермахта и люфтваффе. Потеряв свыше 50% танков, дивизия успеха не имела. К концу июля от 14-й танковой дивизии осталось 10 танков и немногим более трехсот человек личного состава. Во время выхода из окружения многие попали в плен. В их числе – и командир батареи 14-го артполка старший лейтенант Яков Джугашвили (старший сын И. В. Сталина), награжденный за бои на Черногостнице 6-7 и 11-12 июля орденом Красного Знамени. За свой последний бой 6 июля капитан Г. Ф. Хараборкин был посмертно награжден орденом Красного Знамени.
9 июля командованию Красной Армии стало ясно, что удар под Витебском двух механизированных корпусов Красной Армии закончился поражением. Это было одно из крупнейших танковых сражений Второй мировой войны, в историографии оно получило наименование Лепельский контрудар, или битва под Сенно.
В наши дни на месте боев 14-й танковой дивизии, у шоссе Бешенковичи-Витебск и в деревнях Черногостье и Дуброво, где местные жители хоронили павших воинов, ребята из поисковых отрядов установили памятные обелиски. В поселке Бешенковичи, на братской могиле на улице Интернациональной Г. Ф. Хараборкину установлена отдельная плита. В поселке его имя носит улица на берегу Западной Двины. На малой родине Героя, в селе Алешенка Трубчевского района, его именем названа улица. В 1969-1970 году благодаря усилиям жены Г. Ф. Хараборкина в селе была достроена школа на 320 мест, которая неофициально носила его имя. В Трубчевске, на Аллее Героев, установлен бюст Г. Ф. Хараборкину.
М. ШУРУБКИН, научный сотрудник Трубчевского музея.
Фото с сайта «Герои страны» и архива Трубчевского музея.