В трубчевской семье Марченковых бережно хранят память об отце, дедушке, прадедушке, прошедшем всю войну

Над Россией вновь бушует вечно юный май: в кипенно-белом и нежно-розовом кружевном аромате – сады, росинки, дрожащие на хрупких колокольчиках ландышей, бескрайняя небесная лазурь, насквозь пронизанная мохнатым золотом лучей, и долгожданный, радостный, торжественный, с нотками высокой печали, «со слезами на глазах» и ликованием в сердце праздник – День Победы. В этом году мы встретим его в юбилейный, 80-й (!) раз.
Именно столько лет назад наши отцы, деды, прадеды завершили самую кровавую и ужасающую по количеству погибших в нынешней истории человечества войну. Большинства из тех героев, кому посчастливилось встретить тот победный май, сегодня уже нет с нами. Но память о них и о тех, кто не вернулся с войны, продолжает жить: в потертых орденах и медалях, в чернильных строчках архивных документов и треугольных письмах с фронта, в пожелтевших черно-белых фотографиях и воспоминаниях.
В семье нашей читательницы Н. Е. Марченковой бережно хранят память об отце, дедушке, прадедушке, прошедшем всю ту войну, Е. П. Королькове, в их семейном архиве хранятся ордена и медали, военный билет, трудовая книжка, на одном из потертых листов которой есть строчки: «25 июня 1941 г. Ушел на фронт», «Служба в советской армии. Отечественная война»…
В преддверии 9 Мая Наталья Евгеньевна поделилась воспоминаниями об отце-фронтовике с корреспондентом «Земли трубчевской».
– Мой отец Евгений Петрович Корольков родился 7 апреля 1917 года в Трубчевске. После школы, в 1934 году, окончил Смоленский техникум связи, потом, в 1939, – Ростовский кинотехникум. До войны некоторое время работал на Селецком комбинате электромонтером, старшим киномехаником и шофером «автозвукокинопередвижки» – «крутил» фильмы в трубчевских деревнях, селах. На фронт ушел в первые же дни войны – 25 июня 1941 года. В Трубчевск вернулся в 1947 году, завершив службу в армии старшим сержантом – старшим радиотелеграфистом ракетных войск и артиллерии. Два года после Победы служил в Марийском окружном учебном артлагере.
Н. Е. Марченкова вспоминает, что о войне и испытаниях, которые пришлось преодолеть в те годы, детям и жене Евгений Петрович рассказывал весьма мало и скупо. Занимался связью, был автомехаником, шофером. Однажды, когда вез «какого-то генерала» (детская память Натальи Евгеньевны, к сожалению, не сохранила подробностей рассказа отца), по его приказу преодолевал минное поле, грузовик подорвался на мине. Генерал погиб на месте. Шофер получил тяжелейшее ранение, почти неделю не приходил в сознание, очнулся лишь в госпитале, на всю жизнь сохранив память о той контузии проблемами со здоровьем.
– Конечно, бывало, что приходили в гости друзья-фронтовики, боевые товарищи отца, как принято, за накрытым столом вели долгие беседы, вспоминали фронтовые будни, суровые сороковые, пели военные песни. Папа был очень одаренным человеком, хорошо рисовал, чертил, играл на гитаре, баяне, легко сочинял эпиграммы, шуточные куплеты. Был человеком с хорошим чувством юмора, любил пошутить, побалагурить, устроить розыгрыш. Мы до сих пор вспоминаем с родными его шутки. Среди любимых песен отца были «Эх, дороги…», «Соловьи, не тревожьте солдат», «На безымянной высоте». Когда к папе приходили приятели, мы всегда крутились рядом, слушали рассказы, песни, во все глаза смотрели на бывших фронтовиков. Наверное, поэтому у нас, детей 60-70-х годов, особое отношение к войне, к людям, прошедшим Великую Отечественную, к тому несгибаемому поколению победителей…
Вернувшись в 1947-м на малую родину, Евгений Петрович и «на гражданке» продолжил «крутить баранку»: работал шофером на овощесушильном заводе, в ветлечебнице, – рыбачил, охотился, любил природу, лес, по воспоминаниям Натальи Евгеньевны, хорошо готовил.
– Сколько себя помню, папа всегда с увлечением занимался пчеловодством, причем ульи, домик для пчеловода мастерил сам. Еще с зимы у нас в доме затевалась «стройка»: посреди большой комнаты отец мастерил домик. Нам, детям, это очень нравилось: домик – в доме! Летом я много времени проводила с отцом на пасеках на Руме, на Лучанском.
Однажды Наталья Евгеньевна спросила отца: «Папа, а на фронте ты видел Рокоссовского?». И тот ответил: «Конечно, это же мой командующий!».
– К сожалению, продолжения беседы не последовало, что-то нас тогда отвлекло… Как жалею, что в молодости не хватает мудрости, чтобы побольше спрашивать, выслушивать, записывать рассказы старших родственников, бывших непосредственными свидетелями и участниками важных исторических событий… Казалось, за суетой и повседневными делами, что времени впереди еще много, обо всем успеем поговорить. А сегодня – и спросить уже некого…
Когда отца не стало, мои сыновья были еще маленькими, поэтому я старалась рассказывать им, что их дед Женя воевал, прошел всю войну, окончив ее в Германии, награжден медалями «За взятие Кенигсбера», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденами Красной Звезды, Великой Отечественной войны II степени. А теперь об этом рассказываю внукам. Чтобы знали и помнили, гордились и были достойными памяти героев той войны, переломивших хребет фашизму и подаривших нам тот ликующий победный май 1945-го!
О. АНЦИФЕРОВА.
Фото – из архива Н. Марченковой.