Специалист трубчевского Центра социальной помощи семье и детям рассказала о значении речевых навыков в формировании личности ребенка

Многие родители приходят в замешательство, когда логопед, работающий с детьми до трех лет, начинает говорить об «игровых навыках» вместо «речевых». Не волнуйтесь! Игровые и речевые навыки тесно связаны.
На занятиях логопеда идет коррекция, то есть вмешательство в нервную систему и психический статус ребенка на основе его ведущей деятельности – игровой. Занятия строятся так, чтобы ребенку было интересно, а это своего рода искусство, наработанное за годы практики. Сколько времени займет коррекция? — Все очень индивидуально: одним хватает трех-четырех занятий с логопедом, другим нужны месяцы и годы регулярных тренировок.
Что такое речь? Это сложный механизм, формирование которого начинается еще в утробе матери. Высшая психическая функция, можно сказать, «королева» всех функций. Чтобы она возникла, малыш должен пройти все этапы развития, начиная с развития сенсорной системы: зрительной, вкусовой, слуховой, тактильной, обонятельной, вестибулярной. Далее следует сенсомоторное развитие, т. е. развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете и положении в пространстве. Оно составляет фундамент общего умственного развития человека, так как с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
К сожалению, иногда какой-то из этапов развития ребенка, необходимый для полноценного формирования речи, пропускается или недостаточно формируется. И тогда проблем не избежать. Это, как фундамент: если часть кирпичиков будет отсутствовать, дом может обрушиться. Есть дети, которым хлопнуть, прыгнуть и повернуться – это высшая математика. И начинать надо даже не с «хлоп-топ», а «хлоп-хлоп». То есть, если не умеет ребенок переключаться на уровне тела, то органы, участвующие в образовании звуков речи: губы, язык, зубы, челюсти, гортань и голосовые складки — тоже не переключаются. Если ребенок не способен на восприятие звуков, то он не запомнит даже два слога подряд. Традиционные занятия иногда могут вызвать у детей страх ошибиться, особенно если логопед или родители строго контролируют процесс. А в игре ребенок активно участвует в процессе. Ему интересно не просто повторить задание, а победить, достичь цели или пройти очередной «уровень». Это делает обучение более захватывающим.
Нужно учесть, что во время игры дети устают, потому что любая игра для ребенка — это такая же продуктивная деятельность, как работа для взрослого. Старые методы, которые были направлены на многократное повторение, часто приводили к усталости и потере мотивации у детей. В играх дети часто даже не замечают, как повторяют нужные логопедические упражнения. Они настолько увлечены, что учатся в процессе без давления и принуждения.
Чтобы логопедические игры действительно помогали, важно помнить несколько правил:
— играть регулярно. Даже короткие, но ежедневные игры дадут намного больше пользы, чем редкие длинные занятия;
— учитывать интересы ребенка. Если малышу не нравится конкретная игра, не стоит его заставлять. Попробуйте найти что-то, что ему будет по душе;
— хвалить за успехи. Дети любят, когда их достижения замечают. Поощряйте даже самые маленькие успехи: это мотивирует на дальнейшие занятия.
И когда родители становятся активными участниками речевой реабилитации ребенка, они понимают, что мы не просто в ладушки играем и крупу пересыпаем, а это последовательность действий, терпение, вовлеченность, твердость позиции. Но награда высока – РЕЧЬ! Ну как жить без речи? Поэтому – играйте, ползайте, прячьтесь, смейтесь и улыбайтесь.
Все приходит с опытом. Нужны только понимать внутренние состояние ребёнка и способность предвидеть его эмоциональные реакции, немного здоровой манипуляции, бесконечно дружеский настрой и хорошее здоровье, ибо такие занятия – это систематическое напряжение и отдача.
Е. КАНАЕВА, учитель-логопед Центра социальной помощи семье и детям Трубчевского района.
Фото – из архива Центра социальной помощи семье и детям Трубчевского района.