Специалист трубчевского Центра социальной помощи семье и детям рассказала о значении речевых навыков в формировании личности ребенка

21 февраля 2025

Многие родители приходят в замешательство, когда логопед, работающий с детьми до трех лет, начинает говорить об «игровых навыках» вместо «речевых». Не  волнуйтесь! Игровые и речевые навыки тесно связаны.

На занятиях логопеда идет коррекция, то есть вмешательство в нервную систему и психический статус ребенка на основе его ведущей деятельности – игровой. Занятия строятся так, чтобы ребенку было интересно, а это своего рода искусство, наработанное  за годы практики. Сколько времени займет коррекция?  — Все очень индивидуально: одним хватает трех-четырех занятий с логопедом, другим нужны месяцы и годы регулярных тренировок.

Что такое речь? Это сложный механизм, формирование которого начинается еще в утробе матери. Высшая психическая функция, можно сказать, «королева» всех функций. Чтобы она возникла, малыш должен пройти все этапы развития, начиная с развития сенсорной системы: зрительной, вкусовой, слуховой, тактильной, обонятельной, вестибулярной. Далее следует сенсомоторное развитие, т. е. развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете и положении в пространстве. Оно составляет фундамент общего умственного развития человека, так как с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

К сожалению, иногда какой-то из этапов развития ребенка, необходимый для полноценного формирования речи, пропускается или недостаточно формируется. И тогда проблем не избежать. Это, как фундамент: если часть кирпичиков будет отсутствовать, дом может обрушиться.  Есть дети, которым хлопнуть, прыгнуть и повернуться – это высшая математика. И начинать надо даже не с «хлоп-топ», а «хлоп-хлоп». То есть, если не умеет ребенок переключаться на уровне тела, то органы, участвующие в образовании звуков речи: губы, язык, зубы, челюсти, гортань и голосовые складки — тоже не переключаются. Если ребенок не способен на восприятие звуков, то он не запомнит даже два слога подряд. Традиционные занятия иногда могут вызвать у детей страх ошибиться, особенно если логопед или родители строго контролируют процесс. А в игре ребенок активно участвует в процессе. Ему интересно не просто повторить задание, а победить, достичь цели или пройти очередной «уровень». Это делает обучение более захватывающим.

Нужно учесть, что  во время игры дети устают, потому что любая  игра для ребенка — это такая же продуктивная деятельность, как работа для взрослого.  Старые методы, которые были направлены на многократное повторение, часто приводили к усталости и потере мотивации у детей. В играх дети часто даже не замечают, как повторяют нужные логопедические упражнения. Они настолько увлечены, что учатся в процессе без давления и принуждения.

Чтобы логопедические игры действительно помогали, важно помнить несколько правил:

— играть регулярно. Даже короткие, но ежедневные игры дадут намного больше пользы, чем редкие длинные занятия;

— учитывать интересы ребенка. Если малышу не нравится конкретная игра, не стоит его заставлять. Попробуйте найти что-то, что ему будет по душе;

— хвалить за успехи. Дети любят, когда их достижения замечают. Поощряйте даже самые маленькие успехи: это мотивирует на дальнейшие занятия.

И когда родители становятся активными участниками речевой реабилитации ребенка, они понимают, что мы не просто в ладушки играем и крупу пересыпаем, а это последовательность действий, терпение, вовлеченность, твердость позиции. Но награда высока – РЕЧЬ! Ну как жить без речи? Поэтому – играйте, ползайте, прячьтесь, смейтесь и улыбайтесь.

Все приходит с опытом. Нужны только понимать внутренние состояние ребёнка и способность предвидеть его эмоциональные реакции, немного здоровой манипуляции, бесконечно дружеский настрой и хорошее здоровье, ибо такие занятия – это систематическое напряжение и отдача.

Е. КАНАЕВА, учитель-логопед Центра социальной помощи семье и детям Трубчевского района.

Фото – из архива Центра социальной помощи семье и детям Трубчевского района.

БАРС Брянск

Еще по теме:

Сентябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
18 сентября 2025, 18:03

В Трубчевском музее прошла встреча «Трубчевск – литературный город России»

Как рассказала научный сотрудник Трубчевского музея и планетария И. С. Лопаткина, в День освобождения Брянщины и День празднования 1050-летия Трубчевска, 17 сентября 2025 года, в Выставочном зале Трубчевского музея состоялась встреча под названием «Трубчевск – литературный город России».

18 сентября 2025, 17:39

В Трубчевске открылась выставка работ местных художников и фотохудожников

В понедельник, 15 сентября, когда в Трубчевске стартовали праздничные мероприятия, посвященные 1050-летнему юбилею города и 82-й годовщине освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков, в фойе районного Дома культуры открылась выставка картин и фотографий трубчевских художников «Люблю тебя, родной мой город!».

18 сентября 2025, 17:29

Трубчевское литобъединение «Горизонт» отметило свое 55-летие

В рамках празднования 1050-летия Трубчевска и 82-й годовщины освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков 17 сентября  в центральной районной библиотеке прошла юбилейная поэтическая встреча «Над Трубчевском, над древним Трубчевском, занимается новый рассвет…» к 55-летию со дня основания литературного объединения «Горизонт». (далее…)

18 сентября 2025, 16:55

Трубчан и гостей города приглашают посетить выставку аутентичной одежды нашего района

В фойе Трубчевского Дома культуры с 15 сентября открыта для посещения уникальная выставка аутентичной одежды Трубчевского района "Живая нить народного костюма", приуроченную к празднованию 1050-летия Трубчевска.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта ОЭС