Специалист трубчевского Центра социальной помощи семье и детям рассказала о значении речевых навыков в формировании личности ребенка

21 февраля 2025

Многие родители приходят в замешательство, когда логопед, работающий с детьми до трех лет, начинает говорить об «игровых навыках» вместо «речевых». Не  волнуйтесь! Игровые и речевые навыки тесно связаны.

На занятиях логопеда идет коррекция, то есть вмешательство в нервную систему и психический статус ребенка на основе его ведущей деятельности – игровой. Занятия строятся так, чтобы ребенку было интересно, а это своего рода искусство, наработанное  за годы практики. Сколько времени займет коррекция?  — Все очень индивидуально: одним хватает трех-четырех занятий с логопедом, другим нужны месяцы и годы регулярных тренировок.

Что такое речь? Это сложный механизм, формирование которого начинается еще в утробе матери. Высшая психическая функция, можно сказать, «королева» всех функций. Чтобы она возникла, малыш должен пройти все этапы развития, начиная с развития сенсорной системы: зрительной, вкусовой, слуховой, тактильной, обонятельной, вестибулярной. Далее следует сенсомоторное развитие, т. е. развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете и положении в пространстве. Оно составляет фундамент общего умственного развития человека, так как с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

К сожалению, иногда какой-то из этапов развития ребенка, необходимый для полноценного формирования речи, пропускается или недостаточно формируется. И тогда проблем не избежать. Это, как фундамент: если часть кирпичиков будет отсутствовать, дом может обрушиться.  Есть дети, которым хлопнуть, прыгнуть и повернуться – это высшая математика. И начинать надо даже не с «хлоп-топ», а «хлоп-хлоп». То есть, если не умеет ребенок переключаться на уровне тела, то органы, участвующие в образовании звуков речи: губы, язык, зубы, челюсти, гортань и голосовые складки — тоже не переключаются. Если ребенок не способен на восприятие звуков, то он не запомнит даже два слога подряд. Традиционные занятия иногда могут вызвать у детей страх ошибиться, особенно если логопед или родители строго контролируют процесс. А в игре ребенок активно участвует в процессе. Ему интересно не просто повторить задание, а победить, достичь цели или пройти очередной «уровень». Это делает обучение более захватывающим.

Нужно учесть, что  во время игры дети устают, потому что любая  игра для ребенка — это такая же продуктивная деятельность, как работа для взрослого.  Старые методы, которые были направлены на многократное повторение, часто приводили к усталости и потере мотивации у детей. В играх дети часто даже не замечают, как повторяют нужные логопедические упражнения. Они настолько увлечены, что учатся в процессе без давления и принуждения.

Чтобы логопедические игры действительно помогали, важно помнить несколько правил:

— играть регулярно. Даже короткие, но ежедневные игры дадут намного больше пользы, чем редкие длинные занятия;

— учитывать интересы ребенка. Если малышу не нравится конкретная игра, не стоит его заставлять. Попробуйте найти что-то, что ему будет по душе;

— хвалить за успехи. Дети любят, когда их достижения замечают. Поощряйте даже самые маленькие успехи: это мотивирует на дальнейшие занятия.

И когда родители становятся активными участниками речевой реабилитации ребенка, они понимают, что мы не просто в ладушки играем и крупу пересыпаем, а это последовательность действий, терпение, вовлеченность, твердость позиции. Но награда высока – РЕЧЬ! Ну как жить без речи? Поэтому – играйте, ползайте, прячьтесь, смейтесь и улыбайтесь.

Все приходит с опытом. Нужны только понимать внутренние состояние ребёнка и способность предвидеть его эмоциональные реакции, немного здоровой манипуляции, бесконечно дружеский настрой и хорошее здоровье, ибо такие занятия – это систематическое напряжение и отдача.

Е. КАНАЕВА, учитель-логопед Центра социальной помощи семье и детям Трубчевского района.

Фото – из архива Центра социальной помощи семье и детям Трубчевского района.

БАРС Брянск

Еще по теме:

22 февраля 2025, 07:52
Грач – птица года
Февраль 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
Картина дня
22 февраля 2025, 11:38

На Брянщину пришло поздравление с Днем защитника Отечества от Михаила Мишустина

Как рассказало РИА "Стрела" со ссылкой на пресс-службу регионального Правительства, жителей Брянской области с Днем защитника Отечества поздравил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

22 февраля 2025, 11:28

Президент России Владимир Путин поздравил брянцев с наступающим 23 Февраля

Как сообщает РИА "Стрела" со ссылкой на сайт областного правительства, на Брянщину пришло поздравление от Президента Российской Федерации Владимира Путина с грядущим Днем защитника Отечества. В нем глава страны говорит об особом значении праздника.  Президент отмечает, что День защитника Отечества в нашей стране - символ нашего уважения к подвигам и победам отцов, дедов, прадедов.

22 февраля 2025, 11:19

В Дубровке с Днем защитника Отечества поздравили ветерана Великой Отечественной войны

Как рассказали на сайте сетевого издания "Брянская губерния", накануне Дня защитника Отчества поздравления с праздником принимал дубровский ветеран Великой Отечественной войны Юрий Галичев. Об этом рассказали в райадминистрации.

22 февраля 2025, 10:33

Командир «БАРС-Брянск» рассказал, как формировался отряд, каких успехов достиг

Как сообщает "БрянскToday", отвечая на вопросы во время интервью, командир добровольческого подразделения «БАРС-Брянск» Сергей Антошин рассказал, как создавалось подразделение, каких успехов уже достигло. Ключевым моментом в его формировании стал правильный подбор команды профессионалов.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта ОЭС