Трубчевский педколледж рассказал о научной работе
![](https://zeml-trub.ru/wp-content/uploads/2025/02/1738917619493-600x338.jpg)
О созидающей роли науки в жизни человечества сказано немало. И найти в современном мире уголок, не тронутый завоеваниями человека в науке, сегодня практически невозможно. А ХХ век, в течение которого человечество прошло путь от кареты до космического корабля, по праву называют временем «торжества научно-технического прогресса».
Вероятно, не будет большим преувеличением, если утверждать, что и сам современный человек, с особенностями его поведения, коммуникации, мы-шления, во многом – результат проникновения научных достижений в повседневную жизнь.
– Наука как сфера духовной культуры человека особенно тесно связана с образованием, – отмечает Г. Н. БАЖЕНОВА, кандидат философских наук, преподаватель Трубчевского профессионально-педагогического колледжа, в научном портфолио которой – учеба в аспирантурах Академии наук Таджикской ССР по специальности «Диалектический материализм» и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по специальности «Социальная философия». – Наука обеспечивает конкретным материалом процесс обучения, наполняет мировоззрение человека объективным знанием о природе и обществе, формирует личность, создает целостную систему научной картины мира. В свою очередь, современное образование, независимо от специальности, учит критическому мышлению, применению научных методов познания, способности анализировать, оценивать, отбирать, в том числе, профессиональную информацию.
Более 20 лет Галина Николаевна преподавала в творческом вузе, в ее ближайшем круге общения – немало докторов и кандидатов наук, прежде всего, в области философии, работающих сегодня в столичных вузах и отмеченных государственными премиями. Есть даже университетский одногруппник – Генеральный секретарь ШОС и член Валдайского клуба. Поэтому о научной деятельности Г. Н. Баженова знает не понаслышке – это та среда, в которой она чувствует себя естественно и органично.
– Волею судьбы сегодня я работаю в современном колледже, образовательная парадигма которого нацелена на исследовательский процесс, а, следовательно, позволяет студентам, получая необходимый инструментарий, быть готовыми к научной деятельности, – говорит моя собеседница. – Учебная дисциплина «Основы исследовательской деятельности», которая есть в учебном плане нашего колледжа, позволяет, например, освоить основные научные понятия, овладеть методами и логикой научного познания, проводить обработку научной информации, результатом которой, в итоге, является создание курсовых и дипломных работ.
Педагогический коллектив колледжа ведет серьезную методическую работу, которая является важнейшим фактором взаимосвязи науки и практики.
– Думаю, что среди образовательных организаций системы среднего профессионального образования Брянской области наш педагогический коллектив очень выгодно в этом отношении отличается от многих ссузов, – говорит Галина Николаевна.
– Мы стали победителем во Всероссийском конкурсе, получив грант из федерального бюджета в рамках госпрограммы «Развитие образования», результатом которого явилось создание четырех профессиональных мастерских, оснащенных самым современным техническим оборудованием. Замечу, что в этом конкурсе участвовало около тысячи ссузов России.
Преподаватели колледжа создают учебные пособия по образовательным дисциплинам, разрабатывают методические рекомендации, ряд которых были отмечены на всероссийском уровне («Методические рекомендации по созданию индивидуального проекта», авторы – Г. Н. Баженова, Е. Н. Жилина; ряд программ общеобразовательного цикла, авторы – Н. В. Соловей, Н. А. Головачева). Они активно участвуют в различного уровня научных теоретических и практических конференциях методической направленности, например, в 2024 году преподаватели делились интересными педагогическими находками-идеями с коллегами из Приднестровья, Донецка, Республики Беларусь.
Рассказывая о направлениях научной деятельности педколледжа, Галина Николаевна называет своих коллег-исследователей: Н. А. Ермакова, Н. В. Соловей, Т. В. Милютина, Д. Г. Жилин, Н. И. Кирющенкова, Е. М. Пилькина, Н. А. Иволга, – отмечая, что, в целом, научно-методическим направлением работы колледжа руководит талантливый педагог, магистр педагогики, замдиректора Е. Н. Жилина, которая, принимая самое активное участие в исследовательской работе колледжа, является инициатором, а нередко – и автором успешных проектов, неоднократно побеждавших во Всероссийских конкурсах.
– Такие педагоги, безусловно, становятся достойным примером для студентов, – уверена Г. Н. Баженова.
Путь в науку студентов педколледжа начинается с работы над индивидуальными проектами, участия в предметных олимпиадах, «круглых столах», форумах по актуальным проблемам. На старших курсах они знакомятся с системой УНИРС, участвуют в научных студенческих конференциях по профессиональной тематике, готовят публикации своих работ в научных сборниках. Если они и не сделают научных открытий, то каждый из них получит возможность пройти путь исследователя – от постановки проблемы, задач, составления плана эксперимента, выделения гипотезы до сбора аргументов и формулирования выводов.
– Образование не заканчивается колледжем, – говорит Галина Николаевна. – Наши выпускники продолжают свое обучение в вузах страны: директор колледжа С. А. Степакова, например, заключила договоры о сотрудничестве с БГУ им. акад. И. Г. Петровского, Орловским государственным университетом. А значит, каждого из них в студенческой жизни еще ждут встречи со многими научными открытиями и парадоксами.
В нашем материале, конечно, содержится далеко не полный перечень форм образовательной деятельности, в том числе, и научно-методической работы, которые используются в Трубчевском профессионально-педагогическом колледже. Важно другое – образовательная и методическая работа в этом учреждении построена на прочном научном фундаменте, а значит, вполне вероятно, что и трубчевской земле по силам рождать «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов».
Подготовила С. Волкова.
Фото О. Анциферовой и из архива Трубчевского педколледжа.