Трубчанка рассказала историю жизни своей мамы
Учительница, поэт, мама и бабушка
М. Г. АРТЕМЬЕВОЙ – ветерану труда, педагогу, поэту-«горизонтовцу», участнице хора «Боевые подруги», члену организации «Малолетние узники фашизма», неравнодушному, активному до последних дней жизни человеку, которого на трубчевской земле вспоминают добрым словом многие – от мала до велика, 9 января 2025 года исполнилось бы 95 лет.
О ее счастливом детстве, омраченном войной и испытаниями концлагеря, о мечтах юности, радостях и трудностях долгого трудового педагогического пути рассказала в своих воспоминаниях дочь Марии Гавриловны – С. Н. Куликова.
Родилась М. Г. Артемьева в селе Денисовка Суземского района, расположенном среди сказочных лесов близ Неруссы. Росла в крепкой трудолюбивой крестьянской семье. Мама ее, Анна Григорьевна Прощенкова, дочь приходского священника, была глубоко верующей, доброй, мудрой и работящей. В деревне ее уважали за веселый общительный нрав, порядочность, искренность, сердечное отношение к людям, умение дать добрый совет. Такими же вместе с мужем Гавриилом Яковлевичем Коротченковым Анна растила и своих детей: Анну, Афанасия и Марию.
Голодные 35-е годы семья пережила в Нальчике. Позже мама вспоминала хлебосольных горцев, их задушевные песни, удивительно уважительное отношение к старшим. В 1937 году Коротченковы переехали в Люберцы, где родители трудились на сталелитейном заводе и получили звание стахановцев. Здесь Маруся пошла в 1-й класс. Умная, веселая, способная девочка активно участвовала в самодеятельности: пела, танцевала, читала стихи, занималась акробатикой. Маленькая «звездочка» даже попала на страницы заводской газеты.
Перед самой войной семья вернулась в Денисовку, где ее и застало военное лихолетье. Эшелон с новобранцами, в котором отправился воевать Гавриил Яковлевич, до фронта не доехал: сразу за Суземкой его разбомбили немецкие мессеры. Вместе с другими земляками Г. Я. Коротченков ушел в партизанский отряд. Его семье пришлось пережить в эти черные для страны годы страх и голод, зверства оккупантов и их прислужников – полицаев. Прятали на сеновале раненых солдат из брошенного при отступлении лазарета, помогали продуктами партизанам. Фашисты, заняв деревню, жестоко расправлялись с непокорными и семьями партизан. Жены с детьми уходили от лютой смерти к своим мужьям. Коротченковы тоже ушли в лес. В партизанских землянках было сыро, под ногами хлюпала грязь, одолевали комары, многих свалил тиф. Но даже маленькие дети не ныли, не жаловались, а, чем могли, помогали взрослым: носили воду, дрова, чистили овощи, ухаживали за ранеными партизанами, ставили для них детские концерты. Маленькая Маша тоже читала стихи, пела песни, смешила партизан частушками про Гитлера.
Однажды во время облавы немцы выследили группу партизан: мужчин расстреляли, женщин и детей погнали пешком по бездорожью в Локоть, а затем отправили в грузовых вагонах в белорусский город Борисов – в концлагерь. Еда – кружка баланды с картофельными очистками, кусочек чего-то похожего на хлеб да кипяток. Дети рвали под проволокой чахлую траву, рискуя своими маленькими ручонками: периметр охраняли злые огромные овчарки. Мама с ужасом рассказывала, как каждое утро конвой фашистов сбрасывал крючками с трехъярусных нар застывшие труппы людей, – как дрова. Их кидали на подводы и увозили туда, где круглосуточно дымили трубы…
В конце лета часть пленных отправили на Украину убирать урожай. Так бабушка Анна с детьми и старенькой мамой оказались в селе Сыволож. К этому времени старшая дочь Анюта умерла от тифа, а отец погиб в партизанах. Пленные под присмотром полицаев убирали свеклу, ею же и питались. Местные жители тайком подкармливали женщин с детьми, стариков, больных. Здесь и встретила семья Короченковых долгожданную победу. В родную Денисовку вернулись на пепелище: от деревни остались лишь обгоревшие печные трубы. На себе пахали заросшую бурьяном землю, носили бревна из леса. Женщины сами рубили новые хатки, помогали им дети, старики. Свой домик заново отстроила и Анна с матерью и детьми. Мужчин с войны в село вернулось немного, и те почти все покалеченные.
Маруся с радостью пошла вновь в школу. Училась легко и с задором, в ее тетрадках светились пятерки. Нелегко было ей уговорить свою маму отпустить ее учиться в Трубчевское педучилище. Но 30 км почти по бездорожью, по лугу, лесу, в дождь, снег каждую неделю туда и обратно не остановили упорную девушку. Силы давало желание получить любимую профессию. С самых малых лет мама страстно мечтала стать учительницей, как ее любимый педагог Ольга Ильинична Чумакова, открывать волшебный мир знаний маленьким детям.
С необыкновенной теплотой всегда вспоминала она свои студенческие годы, талантливых мудрых педагогов, друзей и первые годы своей работы: два года в райкоме комсомола, а затем – в школе деревни Мосточено: замечательных добрых людей, детей, тянувшихся к знаниям.
На выходные Мария приезжала в Белилово, куда переехала ее мама. Там она и познакомилась с моим отцом Н. А. Артемьевым, молодым офицером. Поженившись, молодые уехали на Кавказ в Кировобад, а затем – в город Ханлар (Гянджа). Здесь родился мой брат Вячеслав и появилась на свет я. Маме достался в русской школе военного городка многонациональный класс: дети азербайджанцев, грузин, армян, евреев, греков и других национальностей нашей огромной страны учились вместе, играли, дружили. По-матерински она их всех любила, согревала теплом своей души, была им и учителем, и наставником, и другом.
В 1959 году папу перевели в Алтайский край, затем – в Ростов-на Дону, затем опять в алтайский город Алейск. Говорят, что переезд из города в город равносилен пожару. Сколько же трудностей легло на хрупкие плечи моей мамы в связи с военной жизнью отца на колесах! Но никогда мы не видели ее унылой, хмурой, растерянной. Всегда она была радушна, приветлива с людьми, согревала советом и участием. А ее руки все умели: сделать ремонт, сшить, связать, создать уют в доме, вкусно приготовить, сыграть на гитаре. И все эти годы мама пишет стихи.
В 1971-м всей семьей мы приехали в родной город отца – Трубчевск, где он продолжил свою службу в военкомате, а мама, будучи опытным педагогом, стала работать в первой средней школе – учила детей и руководила секцией начальных классов. Она неоднократно поощрялась грамотами, благодарностями и, действительно, была педагогом от Бога. Тонкий знаток детской души, она по-матерински тепло принимала малышей-первоклашек под свое крыло, старалась увлечь их, привить самостоятельность и любовь к учебе, посеять в их хрупких неокрепших душах все светлое и доброе: трудолюбие, любовь к Родине, людям, природе, уважение друг к другу, аккуратность, добросовестность, честность и порядочность, умение мечтать и творить, жалеть и прощать. Мне тоже посчастливилось: мама была моей первой учительницей в школе, доброй, справедливой, строгой и требовательной, научила любить труд, людей и жизнь, какой бы она ни была, самостоятельности, требовательности к себе, жить по-христиански, не раскисать перед трудностями.
Перед выходом на заслуженный отдых мама трудилась в школе слабовидящих детей, ей было присвоено звание «Ветеран труда». С уходом на пенсию она осталась активным человеком: стала постоянным членом литобъединения «Горизонт», клуба и хора «Боевые подруги», членом организации «Малолетние узники фашизма», пела в храме, написала немало замечательных стихов о детях, о природе, о любви и о людях, их жизни, о войне, о Родине и истинном патриотизме, о человеческих ценностях.
В газете «Знамя Октября» появились ее первые стихи. Первый сборник для детей «Подари мне книжку, мама» появился в 1998 году, а в 1999-м – сборник «Доброта». Ее стихи публикуют в сборниках «Трубчевские просторы», «Стихотворение года», «Струны Бояна», «Собор» и др., в газете «Рассвет» п. Суземка, и в газете Новгород-Северска «Родяньська полисся». Несколько стихов положено на музыку трубчевских композиторов В. Разинкина и В. Ерохова.
Мама покинула нас в декабре 2007 года… Нам и многим другим людям, кто ее знал, читал ее стихи, так не хватает ее тепла, доброты, участия, просто мудрого доброго совета, ее необыкновенно светлой улыбки! Но остались ее стихи, чистые и искренние, как родник, может быть, на первый взгляд, немного наивные, ведь многие из них посвящены детям, но глубоко затрагивающие все стороны воспитания, животрепещущие проблемы нашей жизни, понятные и близкие любому из нас. Стихи М. Г. Артемьевой как просьба и совет: «Люди, будьте добрее, любите и не обижайте друг друга, будьте ближе со своими детьми, учите их доброму и светлому, ведь они – наше «завтра», наше будущее!».
С. КУЛИКОВА, г. Трубчевск.
Фото – из архива автора.