Психолог рассказала трубчанам о проблема буллинга в современной школе
Школьный буллинг (травля) — не редкость, а обычное явление, от которого никуда не спрячешься. Раньше о нем не принято было рассказывать учителям и родителям. Тем же, кто все-таки рискнул пожаловаться, доставалось еще больше. Жертвами травли становятся дети по абсолютно разным причинам: полнота, национальность, смешная фамилия, большие уши и т. п. В большинстве своем это тихие, эмоционально слабые и неуверенные дети. Сейчас психологи советуют делиться подобными случаями, а не скрывать их, не держать в себе.
Различают 4 вида буллинга.
Социальное насилие — о жертве распускают слухи, ее обзывают, исключают из коллектива и т.д.
Вербальное насилие — жертве даются обидные прозвища, ее обзывают в лицо, прилюдно унижают и др.
Физическая травля — у жертвы могут отбирать и портить имущество, в отношении ее могут применять физическое насилие, в том числе сексуальное.
Кибербуллинг — угрозы, унижение, запугивание и шантаж происходят в сети.
Часто родителям даже невдомек, что у их ребенка есть какие-то проблемы в общении со сверстниками. Буллеры и жертвы обычно ничего не рассказывают дома. Такие дети, как правило, не имеют со старшими доверительных отношений. Но есть и косвенные признаки, свидетельствующие о возможной травле: ребенок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить, возвращается из школы подавленный, часто плачет без очевидной причины, ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни, у него нарушены сон и аппетит, появились синяки и ссадины на лице или теле, порвана одежда.
Есть в конфликте и третья сторона – наблюдатели. Это детский коллектив, на глазах которого и происходит травля. Они дистанцируются от буллинга, воспринимают его как нечто опасное для себя. Не имеют определенной позиции, не занимают ничью сторону, поскольку плохо понимают коллективный процесс. И без посторонней поддержки боятся проявить себя.
Травля, унижения, преследование жертвы оставят негативный отпечаток на психическом здоровье и развитии всех трех сторон буллинга. Страдает жертва, получившая опыт отвержения и незащищенности. Страдают свидетели – те, кто стоял в стороне и делал вид, что ничего не происходит, однако в это же самое время получал опыт бессилия перед властью толпы и стыда за свое слабодушие. Страдают и преследователи, получая иллюзию своей силы и правоты.
Что же делать в такой ситуации?
Конечно, любому родителю страшно представить своего ребенка в той или иной роли. А для того, чтобы ребенок не оказался в такой ситуации, необходимо ежедневно уделять время для разговора с ребенком об отношениях со сверстниками, о его впечатлениях о событиях дня. Ребенку нужно объяснять, что рассказывать о своих проблемах взрослому – это не слабость, а мудрое решение. Скажите ребенку, что вы благодарны за доверие, если он делится – это очень ценно, повышайте его самооценку через поощрение за выполненные задачи, похвалу за успехи. Не сравнивайте его с другими детьми, а только с ним самим вчера, неделю назад, при этом акцентируя внимание на положительной динамике. Нужно учить его отстаивать свои границы, подавая собственный пример и уважая границы ребенка.
Если же вы подозреваете (или знаете наверняка), что ваш ребенок издевается над другими детьми, постарайтесь сделать все возможное, чтобы понять его и решить проблему. Начните разговор с участием, без осуждения и упреков. Очень важно разобраться, чего он на самом деле хочет добиться: внимания, власти, безопасности? Не стыдите его, не угрожайте принять меры, не взывайте к совести — это, скорее всего, не сработает. Он знает, что жертва страдает, и знал это до того, как вы начали разговор. Но все равно посчитал, что его запрос важнее и весомее. Мягко объясните, что насилие никогда не дает по-настоящему хороших результатов ни для кого из участников. Через травлю нельзя заслужить любовь или уважение, но это можно сделать другими способами. Привлеките к этому разговору психолога, но с позиции мягкой заботы, чтобы разобраться, какие потребности ребенок закрывает с помощью буллинга и как их можно закрыть иначе.
Если выяснилось, что ваш сын или дочь стали жертвой буллинга в школе, то объясните, что он не виноват в том, что подвергся травле. Дайте понять, что вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне все рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».
Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения. Помогите обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников. Поговорите с классным руководителем, психологом школы, родителями обидчика вашего ребенка. Сделайте все возможное для того, чтобы ребенок знал: дома его ждет верный союзник в вашем лице, с которым можно обсудить любую проблему.
В профилактике и предотвращении школьной травли существенную роль играют родители! Чтобы не сделать из своего ребенка ни жертву, ни обидчика, важно воспитывать у него адекватную самооценку. Если родители искренне интересуются делами своего ребенка в классе, его отношениями с одноклассниками, учителями, старшими и младшими детьми, то в случае какой-либо провокации подросток сможет обратиться за помощью к взрослым. И еще важно создавать для ребенка пространство вне школы, где он будет чувствовать себя принятым, нужным, успешным. Здесь выбор огромный: спорт, творчество, увлечения. Взрослым нужно быть внимательнее и не жалеть времени на своих детей. Удачи вам в воспитании детей!
Т. ПУЧКОВА, педагог-психолог СОШ №2 им. А. С. Пушкина.
Если вы заметили опечатку, выделите ее в тексте и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter. В открывшемся окне нажмите "Отправить" и мы в самое ближайшее время исправим замеченную вами опечатку.