Трубчанам рассказали о введении всеобщего обучения в Трубчевском уезде в начале 20 века
Данный доклад о введении всеобщего обучения в Трубчевском уезде в 1908-1917 годах подготовлен для научно-практической конференции «Мы в славянском мире»-2023 заместителем директора по научной работе Трубчевского музея и планетария М. М. Шурубкиным.
В 1908 году Трубчевское уездное земское собрание составило школьную сеть Трубчевского уезда. На основании материалов, собранных с мест и опыта открытия и ведения земских школ, составили расчёты для каждого населённого пункта Трубчевского уезда. Для этого использовали сведения, полученные от земской и полицейской управ, волостных правлений. Сведения сводили с цифрами, полученными от Министерства Народного Просвещения, и на основе объективных данных рассчитывали финансовый план на десятилетие.
На 1 января 1908 года в уезде было 41 земское, 2 министерских 2-х классных и 15 одноклассных церковно-приходских училищ. Всего в них обучалось 4463 ребёнка, что составляло 33,7 % от числа детей школьного возраста (8-11 лет). 41 земское училище (3656 детей) содержалось на земский счёт с незначительным вкладом частных лиц. Всего в 1908 году на народное образование было запланировано потратить 35 тыс. рублей, что составляло 26,5 % бюджета. Никаких субсидий от Министерства уезд тогда не получал. Большой поддержкой было содержание попечителями зданий училищ, которые принадлежали сельским обществам.
Для объятия сетью школьного образования всех детей, земство пошло двумя путями. Во-первых, расширяло существующие школы, во-вторых, открывало новые для детей обоего пола. По нормам Министерства на одну однокомплектуную школу полагалось 50 детей и один учитель (книги и учебные пособия – 50 руб., хозяйственные расходы – 130 руб.), на двухкомплектную – 100 детей и два учителя и т.д. В соответствии с этой нормой существующие 43 школы в Трубчевском уезде должны были стать преимущественно многокомплектными. Так, если в 1908 г. было 65% однокомплектных, то в 1918 г. 80% стали бы 2-3-комплектными. Соответственно количество учителей увеличивалось с 60 до 101. В этих школах должны были обучаться почти 40% всех детей школьного возраста.
В оставшихся 126 селениях предполагалось открытие 84 новых школ на 139 комплектов, преимущественно – 1-2 комплектных. Так как 7 селений уезда оказались на расстоянии более 3 верст от ближайшей школы, то для детей этих селений предполагалось устройство ночлежных приютов или найм квартир.
Расходы на создание новой школьной сети должны были составить около 73 тыс. рублей. Резкое увеличение земство планировало покрыть несколькими способами: в первую очередь – за счёт принятия казной расхода на жалованье учителей, субсидий Министерства, свободного отпуска бесплатно казённого леса на постройку школьных зданий. Обнадеживающими факторами в реализации проекта были две местные особенности – 2/3 уезда занимал казенный лес, что облегчало постройку зданий, и наличие в Трубчевске 8-ми классной гимназии с педагогическим классом и выгодные материальные условия для учителей в уезде, что создавало кадровый резерв. Об эффективности последнего можно судить по количеству кандидатов на учительские вакансии – в 1908 году на 3-4 места подавалось 30-40 прошений преимущественно от лиц с законченным средним образованием.
План создания школьной сети был рассчитан на 10-лет – 1908-1918 гг. Первая мировая война, несомненно, стала мощнейшим фактором, повлиявшим на реализацию плана. Объективно о результатах создания сети без влияния внешних факторов можно судить по данным за первое пятилетие. Так, в 1908 году в Трубчевском районе работало 41 земское училище, в котором 60 учителями (не считая законоучителей) обучались 3656 учеников, при затратах в 35 000 рублей. В 1912-1913 гг – 74 земских училища, 4787 учащихся, 102 учителя. Затраты составили 57 300 рублей. Из этих данных становится понятно, что первые пять лет план почти соответствовал факту. К этим показателям стоит прибавить еще городские, церковно-приходские и министерские училища, в которых рост учащихся, также имел положительную динамику. В финансовом же плане ключевую роль сыграли субсидии Министерства: за 1909 – 1912 гг. Трубчевское земство получило на реализацию проекта более 40 тыс. рублей.
В ходе реализации проекта земские органы управления столкнулись с некоторыми проблемами. Во-первых, всего 10 процентов девочек школьного возраста регулярно посещало школы. Среди причин названы две – переполненность школ мальчиками и привлечение девочек к хозяйственным работам по дому. Во-вторых, недостаточность выделяемых денег на квартиры учителям и на содержание школьных зданий, отсутствие сочувствия среди ряда попечителей. В-третьих, низкий процент завершивших курс обучения в школе – всего 6%. Родители большинства учеников, забирали их из школ для работы дома или на отходничество, как только они получали минимальные навыки.
Таким образом, вероятность объятия всеобщим обучением в Трубчевском уезде к 1918 году была высока, так как даже в разгар мировой войны открытие новых школьных комплектов продолжалось. В то же время решение возникших трудностей было в большей степени связано не с недостатком финансирования или отсутствием возможностей у земства, а с особенностями социального уклада местного населения в тот период. В первую очередь это касается проблем посещения школ девочками, и не окончанием полного курса мальчиками. Вполне возможно, что завершив реализацию школьной сети в Трубчевском уезде, земские учреждения и центральная власть нашли способы для решения проблем качества образования, так как они не были новыми, и имелись примеры частичного их решения.
М. Шурубкин.
Фото из фондов Трубчевского музея.
Если вы заметили опечатку, выделите ее в тексте и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter. В открывшемся окне нажмите "Отправить" и мы в самое ближайшее время исправим замеченную вами опечатку.