Трубчевск – в судьбе России
День народного единства – праздник достаточно молодой (отмечают его с 2005 года). А ведь не будь этого дня, 410 лет назад нашего с вами государства – необъятной и великой России, объединившей на своих территориях людей разных вер, сословий и национальностей, – просто не существовало бы!
Этот день посвящен событиям первой половины XVII века, когда Россия в череде войн с Речью Посполитой и Швецией отстояла право на свою независимость. И, между прочим, наш маленький провинциальный городок («Miasteczko Trubecka», «Zamek», как называли его поляки), был активно вовлечен в эти процессы. Побывав в составе Речи Посполитой и возвратившись домой, в Россию, из пограничного замка он превращается в уездный центр, в Трубчевске и его округе прочно закрепляется православие, происходит «демографический взрыв».
Опираясь на исторические источники, исследования, опубликованные на сайте Трубчевского музея, мы постарались восстановить общую картину происходившего в нашем государстве и на трубчевской земле четыре сотни лет назад.
Надо сказать, что жилось тогда нашим предкам очень неспокойно: тревожное, смутное было время – первая половина XVII века. Последовавший за смертью Ивана Грозного и его сыновей – Федора и маленького Дмитрия – неурожай и его страшный спутник – голод, раздоры между боярами и царской властью и многие другие неблагоприятные факторы ослабили и разобщили русское государство. Череда «чудесно спасенных» Лжедмитриев, «царевич Петр» (якобы внук Иоанна Грозного), крымские татары, шведы, поляки, «семибоярщина», признавшая русским царем польского королевича Владислава – истерзанная страна переходила из рук в руки и, в результате, могла вообще перестать существовать как целое государство. Но, как всегда в такие критические для страны периоды, на ее защиту поднялся народ. Все сословия и все народы России собрались в ополчения: первое – во главе с рязанским дворянином Ляпуновым и князьями Заруцким, Трубецким (ставшим впоследствии одним из руководителей и второго ополчения) и второе, которое возглавили нижегородский земский староста Минин и князь Пожарский.
Ополченцы сражались с иноземными захватчиками не на жизнь, а на смерть. 4 ноября 1612 года с чудотворной иконой Казанской Божьей Матери в руках народное ополчение взяло штурмом Китай-город. Поляки были изгнаны из Москвы. Земский собор (куда вошли представители всех основных сословий, вплоть до черносошных крестьян) избрал русским царем Михаила Романова. Кстати, позже князь Пожарский на собственные деньги выстроил на Красной площади Казанский собор, а царь Алексей Михайлович Романов издал указ, по которому 4 ноября провозглашалось Днем благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (сейчас в церковном календаре – Празднование Казанской иконы Божьей Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году). Конечно, 4 ноября русско-польская война не закончилась, еще долго это противостояние продолжалось, чтобы завершиться победой России.
Что же происходило в это время в наших краях? Являясь вотчиной первого трубчевского князя Всеволода Святославича (упоминается в «Слове о полку Игореве»), после монгольского нашествия Трубчевское княжество перешло под управление Литвы. Трубецком правил тогда Дмитрий Ольгердович – основатель княжеского рода Трубецких. В начале 16 века в ходе Ливонской войны княжество присоединили к Русскому царству. Во время русско-польской войны наш край подвергся жестокому разграблению и опустошению, по Деулинскому перемирию отошел к Речи Посполитой. «Крепость с посадом» стала называться «замком Трубеж», православные храмы: Троицкий, Преображенский и другие – перестроили в костелы, заправляли всем здесь тогда поляки.
По данным польских историков, польский король Владислав IV отказался от прав на московский престол, заключив Поляновский мир (подтвердивший границы между Русским царством и Речью Посполитой, утвержденные по Деулинскому соглашению) в 1634 году. И только в 1646 году – 376 лет назад – Трубчевск был окончательно возвращен России и стал маленькой частичкой большой неделимой страны. В тот год литовский сейм, по настоянию московского царя, признал де-юре указ об этом польского короля Владислава IV. Возврат города и округи русскому царю подтвердил признание Романовых законными государями. С тех самых пор Трубчевск приобрел статус города, владеть и управлять которым присылали воевод из Москвы.
Думается, не все трубчане знают, что в городе, на улице Свердлова, находится молчаливый свидетель тех далеких времен, когда здесь правили воеводы, а к стенам крепости в последний раз приходили враги с юга – крымские татары с литовцами в 1663 и 1667 годах. Это уникальное архитектурное сооружение – каменица. Таких памятников гражданской архитектуры XVII века в современной России осталось всего два (!). Каменица – это каменное сооружение, предназначавшееся для хранения воеводской казны и припасов. В ней хранили документы, которые в те времена представляли даже большую ценность, чем деньги: это была секретная переписка воевод города с царями и Посольским приказом. Там же хранили селитру для пушкарей, которую было опасно держать внутри деревянной крепости. Поэтому здание было вынесено за стены, на территорию городского посада. От пожара и воров хранившееся в каменице защищали мощные боковые стены толщиной до двух метров. На второй этаж вела узкая лестница под сомкнутым сводом. Сейчас каменица – часть обыкновенного бревенчатого жилого дома, каких сотни в нашем городе. Думается, что эта первая – современная нам – часть древнейшей постройки менялась уже не один раз, а вот каменица продолжает существовать. Жаль, что камни не разговаривают: сколько бы они могли рассказать…
Безусловно, возвращение в состав Российского государства Трубчевского уезда изменило жизнь местного населения в духовной, экономической и демографической сферах. Трубчевск стал важным форпостом распространения российской политики на юго-западных рубежах страны. По прямому указанию царя Алексея Михайловича, первый воевода Трубчевска Иван Федорович Еропкин в 1645 году восстанавливает православные храмы (Троицкий и Преображенский) из костелов. Но цепкая память жителей до сих пор хранит, передавая из поколения в поколение, воспоминания о польском периоде Трубчевска: Преображенский храм трубчане и до сих пор часто называют «костелом». Из государственной казны, таможенных сборов жертвуются на восстановление православной веры в городе крупные суммы денег, царь Алексей Михайлович лично жертвует церковную утварь и священные книги. В течение 10-15 лет у нас появляется 5 православных церквей. Кроме того, восстанавливается Чолнский монастырь, где киево-печерские монахи позже вырастят знаменитые «трубчевские дули». Помогают в восстановлении люди со всей страны. В 1647 году курский священник Прокофий Сергеев отстраивает разрушенную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. К 1649 году стараниями игуменьи Марфы, пришедшей из неизвестных мест, и царского участия открывается Спасо-Преображенский девичий монастырь, который прославился своей богатейшей библиотекой, что было редкостью для того времени. Трубчевск и округа стали оплотом православия на юго-западных границах Российского государства.
Бурно развивалась с помощью государства и трубчевская экономика. В сохранившемся до наших дней документе (1649 г.) воевода Трубчевска Н. Н. Нащокин пишет о наличии в городе гостиного двора, который, как перевалочный пункт международной транзитной торговли из Речи Посполитой на Свенскую ярмарку (1 из 3 крупнейших в России того времени), использовали купцы литовские, польские и иные западные. Товарами были вино, табак, поташ и др. Местное производство давало на экспорт смольчугу, поташ, тогда они ценились, как сейчас нефть или газ. Трубчевские садовники доставляли к царскому столу плоды своих трудов, и ввиду их особого статуса им доверяли перевозку посланий от воевод ко двору. Трубчевскую пеньку использовали при строительстве первого русского морского корабля «Орел» в 1660-е годы. Трубчевский уезд превратился в особый регион – международный транзитный узел, имевший собственные экспортные товары и славившийся «трубчевской самой доброй пенькой».
Кто же населял край в это время? К середине XVII века бОльшая часть уезда была слабо заселена из-за лихолетья Смуты, русско-польских войн, густых лесов, занимавших большую часть территории. После возвращения в Россию в Трубчевском уезде происходит демографический взрыв. Первая волна – переселенцы из Стародубщины, Черниговщины и других земель Речи Посполитой (война 1650-го года, анархия из-за гражданской войны, называемой «Потопом»). Бежали как шляхтичи, литвины, так и славянское население. Сообщения о таких «гражданах» регулярно встречаются в документах воеводской канцелярии. Второй волной стали беглецы из Центральной России: бежали на окраины от крепостной и кабальной неволи крестьяне, уходили старообрядцы и участники бунтов. Третья волна – присылаемые из Москвы стрелецкие войска, казаки из Воронежа и Новгород-Северского, боярские дети и дворяне из разных мест. Численность служивых шла на сотни и даже могла доходить до нескольких тысяч. Это подчеркивает стратегическое значение Трубчевска как опорного пункта по освоению левобережной Украины. В переписях 1646, 1676 и 1719 годов зафиксирован резкий рост населения, которое в последующем стало коренными трубчанами.
Представители разных культур и религий, оказавшись на одной территории, стали жителями одного города, гражданами единой великой страны. День народного единства – это символ наших объединившихся предков ради общей цели – сохранения единства, независимости, защиты Родины – России. А еще это прекрасный повод вспомнить историю славного прошлого нашей страны и древнего Трубчевска и рассказать о ней нашим детям и внукам.
О. АНЦИФЕРОВА.
Фото – из архива редакции газеты.
Если вы заметили опечатку, выделите ее в тексте и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter. В открывшемся окне нажмите "Отправить" и мы в самое ближайшее время исправим замеченную вами опечатку.