Трубчевский педагог-психолог Трубчевского Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи дала советы родителям детей с синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности
«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях. Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная. Знакомая ситуация?
Что же происходит с ребенком? Куда обращаться? Как помочь такому ребенку? Откуда взялся этот синдром, и почему его не было у детей раньше? Все это – далеко не полный перечень жалоб и вопросов, с которыми обращаются родители к специалистам. На эти вопросы отвечает педагог-психолог Трубчевского Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМ и СП) А. В. КАСЬЯНЕНКО (на снимке):
– Родители не всегда видят проблему в поведении ребенка, надеются: «Перерастет», – или думают: «Балуется». На самом же деле, проблемы только наслаиваются, и если вовремя не обратится к специалисту, чтобы оказать ребенку помощь, то проблем в его дальнейшей жизни только прибавится, и исправить их будет намного сложнее, чем на начальном этапе. Таких детей называют «гиперактивные». Наиболее распространенное название такого расстройства – синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ). Что же это такое? А главное – КАК ПОМОЧЬ ТАКОМУ РЕБЕНКУ?
– Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое возникает в детском возрасте. При таком расстройстве нарушается функционирование центральной нервной системы, приводящее к трудностям с концентрацией и поддержанием внимания, нарушениям памяти и способности к обучению, а также сложностям в обработке информации.
– В результате воздействия неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. В связи с этим отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства. Но! Далеко не каждый малыш, ведущий себя как проказник, относится к категории гиперактивных. У некоторых непослушность, упрямство, повышенная подвижность с бьющей через край энергией – следствие характера. С такими детьми нужно просто правильно учиться себя вести, а не постоянно их одергивать, что может вызвать негативную ответную реакцию. Как же отличить непослушного ребенка от ребенка с СДВГ?
– Критерии этого расстройства – нарушение сна, повышенная раздражительность, частая смена настроения, неумение контролировать свои эмоции, задержка речевого развития, нарушение социальной адаптации, демонстративное, неуправляемое поведение в общественных местах, вспышки немотивированной агрессии, конфликтность в общении с детьми и взрослыми, беспокойные, суетливые движения, нарушения крупной и мелкой моторики, неумение сидеть на месте, когда это требуется, нетерпение, неумение дожидаться своей очереди (в играх, в занятиях), с трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр, частые переходы от одного незавершенного действия к другому, впечатление, что ребенок не слышит обращенных к нему слов, рассеянность, частая потеря вещей, игрушек. Наличие у ребенка, по крайней мере, восьми из перечисленных выше признаков – основание для обращения к специалисту. Выявить у ребенка СДВГ могут детский психиатр, невролог, педагог-психолог.
Общепринято считать, что лечение СДВГ должно быть комплексным и включать медикаментозную помощь и психологическую коррекцию. Безусловный фактор улучшения – создание позитивной модели отношения к ребенку.
Кстати, в Трубчевском психологическом Центре разработана специальная программа, которая включает в себя психологическую коррекцию (снятие повышенной тревожности; развитие коммуникабельности; улучшение мышления и речи; развитие памяти и внимания) и нейропсихологическую коррекцию (устранение повышенной возбудимости, агрессии, рассеянности внимания). На занятиях используются такие упражнения, как растяжка и дыхательные упражнения, гимнастика для глаз; упражнения для развития мелкой моторики; релаксация; упражнения на развитие внимания, самоконтроля и осознанности выполнения действий. Также нейропсихологическая коррекция СДВГ развивает коммуникативные навыки, улучшает когнитивные возможности ребенка (память, мышление и т. д.). При комплексном воздействии и выполнении рекомендаций со стороны специалистов обязательно будет положительный результат!
Подробнее – по телефону: 2-40-91, или по адресу: Трубчевск, улица Урицкого, дом 53.
Беседовала О. АНЦИФЕРОВА.
Фото – Трубчевский центр МБУ «ЦППМ и СП».
Если вы заметили опечатку, выделите ее в тексте и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter. В открывшемся окне нажмите "Отправить" и мы в самое ближайшее время исправим замеченную вами опечатку.