Вначале было Слово
И Слово было у Бога,/ И Слово было Бог, – эти строки пасхального Евангелия от Иоанна, по преданию, стали первыми словами, написанными Константином (Кириллом) в 863 году с помощью изобретенной им славянской азбуки. Той, что стала основой письменности на Руси и во многих других славянских странах.
«Черты» и «резы» на дереве и камнях, о которых упоминают в своих записях ученые путешественники, бывавшие в славянских землях в те незапамятные времена, указывают на то, что зачатки письменности у наших прапрапра… – родителей в обиходе тогда имелись. Упоминаются и надписи на горшках, деревянные дощечки со «счетными зарубками» – «бирками» и другие свидетельства «грамотности» славянских племен. Но, конечно, полноценную «азбуку», с помощью которой напевный и труднопроизносимый для иностранцев славянский язык стало можно передать посредством письма, подарили славянам «Солунские братья»: Кирилл (впрочем, проживший всю свою жизнь под именем Константина и лишь незадолго перед смертью принявший монашество, а с ним и имя – Кирилл) и Мефодий (в миру – Михаил).
В городе Плиске (тогда – столице Болгарии) Константин и Мефодий 24 мая 863 года впервые огласили изобретенный славянский алфавит, ставший «фундаментом» для постройки нашей современной письменности. Поэтому именно в этот день почти во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры и прославляют святых Кирилла и Мефодия – создателей славянского алфавита, первоучителей и просветителей славянских. На трубчевской земле такой праздник получил особый почетный статус и стал своеобразной визитной карточкой нашего древнего города.
Трубчевск впервые упоминается в письменном источнике в 975 году – спустя какую-то сотню с небольшим лет от официального года появления письменности на Руси. К сожалению, настолько древних письменных памятников на трубчевской земле исследователи и археологи обнаружить не сумели. Есть, конечно, в Трубчевском музее удивительный экспонат – костяной молоток с черточками, схематичными рисунками – памятник «дописьменной земли трубчевской». А вот эпоха «аза и буки» представлена у нас уже намного позже – с середины XVII века. Самые ранние письменные свидетельства, которые нам удалось обнаружить, – три интереснейшие грамоты 7168 года от сотворения мира (1660 от Рождества Христова) и 7159 (1651) годов.
Грамоты напечатаны в «Журнале министерства внутренних дел» в 1836 году в Санкт-Петербурге. Составители журнала пишут об их происхождении так: «Нам доставлено несколько старинных актов, отысканных в Трубчевском архиве старшим лекарем военно-конскаго Почипковскаго завода надворным советником Поздеевым. С полною благодарностью к почтенному любителю древности помещаем любопытнейшие из сих грамот, кажется, еще нигде не напечатанных». Грамоты так и озаглавлены – «Грамоты, отысканные в городе Трубчевске».
В первой из них «Царь и Великий Князь всея Руси Алексей Михайлович» пишет «в Трубчевск воеводе Патрекею Степановичу Шупову» с наказом организовать на вверенной ему трубчевской земле «Филиппов пост нынешнего 159 года со всяким благоговением», «молити в Троице славимого Бога», чтобы он «устроил все православное христианство в мире и в тишине, и во благоденствии, и во умножении плодов земных». Потому, как в этом, 7159 году, «за умножение грехов всех православных Христиан учинилось в нашем государстве оскудение плодам земным, и во многих местах хлеб и траву саранча поела, а инде потопило водою, и учинились пожары многие и конский, и животный падеж».
В двух других грамотах описаны события, еще более важные для Трубчевска.
Одна – от «Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея великия, и малыя, и белыя России самодержца, трубчанам, детям боярским, и козакам, и стрельцам, и пушкарям, и посадским людям, и Трубчевского уезда старостам, и целовальникам, и всем крестьянам в нынешнем 168» (7168 от сотворения мира, что соответствует 1660 году от Рождества Христова). В ней сообщается, что с 17 марта «боярин, князь Алексей Никитич Трубецкой» за его «многия службы» царю пожалован «прародительскою вотчиной, городом Трубчевским с уездом и со всеми городскими служилыми и жилецкими, и уездными людьми, и с хлебными, и с пушечными запасами, и со снарядом, и с ружьем, и со всякими угодьями», а также со всеми службами и людьми. И чтобы «все его во всем слушали и всякие доходы ему платили».
Другая же грамота написана самим князем А. Н. Трубецким «в вотчину…, в Трубчевск» о том, что царь «пожаловал меня, холопа своего, нашей прародительскою вотчиною – городом Трубчевским» и поэтому князь отправляет в Трубчевск своих людей «Ивана Афонасьевича Бунина» и «подьячего Петра Кушинникова», чтобы те «приняли и описали город Трубчевск» у воеводы Ивана Гавриловича Похвиснева. А управлять городом и уездом от своего лица князь Трубецкой отправляет «Замятню Никитича Тишкина» и «человека сво-его Федора Нормацкаго с этими грамотами»…
Согласитесь, как интересно прочесть о столь отдаленных от нас событиях, которые в то же время касаются нас, трубчан, напрямую. Ведь земля, на которой мы живем, наш город, наши фамилии – все это наши корни, наше общее прошлое, то, что объединяет родившихся и проживающих на древней трубчевской земле. А помогают сохранить это три десятка (правда, изначально их было на десяток больше) скромных букв, с которыми в далеком 863 году впервые познакомили славян наши просветители, впоследствии причисленные к лику святых, – братья Кирилл и Мефодий.
О. АНЦИФЕРОВА.
Фото автора.
Если вы заметили опечатку, выделите ее в тексте и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter. В открывшемся окне нажмите "Отправить" и мы в самое ближайшее время исправим замеченную вами опечатку.