«Брянский фронт в 1941 году: драма и подвиг» (6+)
– так называлась онлайн-конференция, которая была организована районным отделом культуры, ФК и архивного дела и прошла 30 августа 2021 года – в день, когда исполнилось 80 лет с начала танкового сражения на подступах к Трубчевску. В этих боях принимал участие и знаменитый конструктор-оружейник, «отец» известного всему миру автомата – Михаил Тимофеевич Калашников. Мероприятие проходило в рамках Международной эстафеты «Родина подвига – родине героя» на платформе ZOOM.
О танковом сражении под Трубчевском и его участниках рассказывали в своих выступлениях и презентациях биограф М. Т. Калашникова, доцент МГИМО, директор Института социальной памяти А. Е. Ужанов (доклад «Подвиг М. Т. Калашникова на Брянском выступе: история реконструкции»), писатель, член Союза писателей России и Союза журналистов России В. П. Киселев (доклад «137-я Горьковская стрелковая дивизия в боях на Брянском фронте»), научный сотрудник трубчевского краеведческого музея М. М. Шурубкин (доклад «Посещение М. Т. Калашниковым Трубчевского района в сентябре 1998 года»), заместитель руководителя Брянского землячества в Москве, Почетный гражданин Трубчевска В. А. Дандыкин (доклад «80 лет танковому сражению под Трубчевском»), научный сотрудник мемориального музея М. Т. Калашникова в селе Курья (побратим Трубчевска) Алтайского края В. Ю. Чихонадских (доклад «Война – переломный момент в жизни Михаила Калашникова»). Свой доклад «Александр Андреевич Морачев – командир 216-го танкового полка 108 танковой дивизии» предоставил и кандидат исторических наук, старший научный сотрудник музея «Радогощ» Погарского района С. Н. Бирюков, который по техническим причинам, к сожалению, не смог выступить перед участниками конференции.
В рамках конференции трубчане посетили мемориальный комплекс «Пикуринский», возведенный недалеко от тех мест, где советские танковые войска в августе-сентябре 1941-го героически противостояли армаде Гудериана. В прошлом году на Пикуринском был установлен бюст М. Т. Калашникова. А 30 августа здесь собрались представители районной власти в лице главы района С. В. Ященко, заместителя главы районной администрации С. Н. Тубол, главы Трубчевска Н. И. Данченко, а также начальник районного отдела культуры, ФК и архивного дела Н. И. Самошкина, юнармейцы Семячковской школы со своими педагогами, военный комиссар Трубчевского района С. А. Тутенко, председатель райсовета ветеранов И. А. Данилкин, глава Семячковской сельской администрации В. И. Семерин и научный сотрудник трубчевского краеведческого музея М. М. Шурубкин.
Трубчане возложили цветы к бюсту М. Т. Калашникова и братской могиле, расположенной здесь же, почтили память ушедших от нас героев.
Ниже мы приводим отрывки из докладов, предоставленных их авторами в распоряжение редакции «Земли трубчевской».
«Огненный треугольник»
(из доклада С. Н. Бирюкова, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника музея «Радогощ» Погарского района).
Листая страницы истории Брянского фронта, мы невольно останавливаемся на событиях конца августа-начала сентября 1941 г. В те героические и трагические дни в междуречье р. Судость и р. Десна, на стыке трех районов Брянщины: Трубчевского, Почепского и Погарского – происходило одно из крупнейших танковых сражений начального периода Великой Отечественной войны. Это событие до сих пор своей значимостью вызывает неподдельный интерес со стороны историков, краеведов, публицистов, поисковиков, которые каждый год по «капельке» воссоздают историческую правду. Одна из таких «капелек» -– обстоятельства гибели командира 216-го танкового полка 108 танковой дивизии подполковника Александра Андреевича Морачева, под командованием которого сражался на Брянской земле командир танка Т-34, старший сержант, будущий легендарный конструктор стрелкового оружия М. Т. Калашников.
Документально известно, что в состав оперативной группы генерала А. Н. Ермакова, отражавшей удар 2-й танковой группы Гудериана, входила 108-я танковая дивизия и ее 216-й отдельный танковый полк под командованием подполковника А. А. Морачева. Его полк 31 августа 1941 года, в 6.30, вступил в бой с частями 17-й танковой дивизии противника в районе Романовка, Чеховка, Карбовка и через три с половиной часа, нанеся заметный урон противнику, был вынужден отступить в лес севернее д. Романовка, до конца не выполнив задачу.
Неудачному бою способствовал тот факт, что командир полка подполковник А. А. Морачев, убыв из штаба дивизии накануне ночью, полк не нашел. В официальных документах указано, что А. А. Морачев был убит 1 сентября 1941 г. на другом участке боев в районе д. Карбовка Погарского района Орловской области. О гибели командира полка А. А. Морачева и комиссара полка, только что прибывшего из академии им. Ленина Ф. И. Лукьянова сообщал и комиссар 2-го танкового батальона И. И. Чичов.
24 мая 2017 года в районе деревни Карбовка Стеченской администрации Погарского района члены поисковых отрядов «Вятичи» (г. Почеп) и «Судость» (п. Погар) нашли останки четырех бойцов Красной Армии. По найденным в захоронении личным вещам и остаткам офицерского снаряжения был сделан вывод, что это три офицера и красноармеец 108-й танковой дивизии, погибшие в 1941 году.
Рядом с останками участник «Вятичей» историк-краевед А. В. Сазоненко нашел нарукавный шеврон подполковника и сделал предположение, что шеврон мог принадлежать только подполковнику А. А. Морачеву. Член поисковой группы Н. Я. Гейц и автор этого материала провели тщательную работу с документами ЦАМО и других архивов, в результате которой была найдена фотография А. А. Морачева, благодаря которой путем сканирования и сравнения фотоматериалов с останками было обнаружено объективное сходство. Удалось также установить, что А. А. Морачев родился 30 июля 1905 года в Витебске, в семье рабочего. В 1923 году окончил 6-е пехотные курсы, а в 1926 г. – объединенную Минскую школу. В 1929 г. после окончания бронетанковых курсов в Ленинграде был направлен в Москву, в 3-й танковый полк, командиром танка, а уже в 1931 г. назначен командиром роты отдельного учебного танкового полка. С 1932 года его армейская жизнь связана с отдельной Краснознаменной Дальневосточной армией (ОКДВА), где он прошел путь от начштаба до командира батальона. В 1938 г. майор А. А. Морачев участвовал в боях с японцами в районе о. Хасан.
За проявленные мужество и героизм был награжден медалью «За боевые заслуги». В марте 1941 г. он становится заместителем командира 118-го танкового полка 57-й отдельной танковой дивизии. Накануне Великой Отечественной войны 10 июня 1941 г. подполковник А. А. Морачев был назначен командиром 216-го отдельного танкового полка 108-й танковой дивизии, которой пришлось вести боевые действия в «огненном треугольнике» Трубчевского, Почепского и Погарского районов в августе-сентябре 1941 года.
Его жизнь трагически оборвалась 1 сентября 1941 г. на окраине д. Карбовка от разрыва минометной мины или снаряда из немецкого танка, когда он проводил совещание со своими офицерами. Есть все основания предполагать, что в санитарном захоронении рядом со своим командиром находились останки комиссара танкового батальона В. Ф. Руднева, комиссара танковой роты А. И. Соколова и, возможно, считавшегося пропавшим без вести старшего батальонного комиссара Ф. И. Лукьянова.
В 1956 году, 8 августа, в селе Чеховка с большими почестями прошло перезахоронение ос-танков 60 воинов, найденных в окрестностях Карбовки и Чеховки. Это были останки красноармейцев и офицеров 108-й танковой дивизии и 4-й кавалерийской дивизии, которая на день раньше танкистов, 29 августа 1941 года, вступила в неравный бой в д. Карбовка с передовыми немецкими частями. Были найдены 7 медальонов, а имена ос-тальных бойцов были помещены на могилах исходя из списков безвозвратных боевых потерь. Таким образом, имя А. А. Морачева ошибочно оказалось на обелисках в Карбовке и в Чеховке. Благодаря работе поисковых отрядов удалось установить точное место его гибели. В сентябре 2017 года останки наших воинов были с почестями похоронены у мемориала в центре «Деревни партизанской славы» Карбовка. Поиск продолжается, все имена наших воинов должны быть восстановлены.
«137-я стрелковая дивизия – на Брянском фронте»
(из доклада писателя, члена Союза писателей России и Союза журналистов России В. П. Киселева)
Историей боевого пути сформированной в Горьковской (ныне Нижегородской) области 137-й стрелковой дивизии я начал заниматься еще студентом исторического факультета Горьковского университета в 1974 году. Сначала это была дипломная работа, а потом, когда это исследование получило 2-ю премию на Всероссийском конкурсе студенческих работ, ветераны попросили меня написать и книгу.
На эту работу у меня ушло более 30 лет. За эти годы довелось несколько раз поработать с документами Центрального архива Министерства обороны. В общей сложности изучил более 40 тысяч страниц документов. За эти же годы удалось разыскать и опросить 360 ветеранов этой дивизии, для чего пришлось побывать в 110 городах страны, организовать несколько масштабных встреч ветеранов. Кроме того, прошел, большей частью – пешком, и по местам боев 137-й стрелковой дивизии. Неоднократно организовывал и поисковые экспедиции по местам сражений.
Это была кадровая дивизия, сформированная еще в 1939 году, по итогам наркомовских учений летом 1940-го года она вошла в десятку лучших соединений Красной Армии. Из Горьковской области 137-я дивизия выехала на фронт 25 июня 1941 года и свой первый бой приняла в Могилевской области Белоруссии. В тяжелейших боях в июле 41-го дивизия попала в окружение под Чаусами, но прорвалась из него. В 137-й стрелковой дивизии был очень опытный командный состав, бойцы отличались стойкостью и умением. Командовал дивизией в то время Иван Тихонович Гришин, полковник, впоследствии командующий 49-й армии, генерал-полковник, Герой Советского Союза.
Как известно, Брянский фронт был создан 14 августа 1941 года. В это время 137-я стрелковая дивизия входила в 13-ю армию и с тяжелыми боями и потерями отходила по линии Климовичи – Костюковичи – Белынковичи – Сураж – Унеча. Дивизия попала в окружение на этом направлении и оперативной связи с командованием армии и тем более Брянского фронта в те дни не имела.
В Трубчевск из 137-й дивизии первыми вышли подразделения батальона связи под командованием капитана Федора Лукъянюка. Это было 28 августа 1941-го года. Есть воспоминания Лукъянюка, как он от начальника штаба фронта получил приказ занять оборону на подступах к городу и не пропустить в Трубчевск противника. В это же время в леса юго-восточнее Трубчевска стали выходить и другие части дивизии. За 18 дней, с 9 по 16 августа, дивизия прошла более 200 километров, в боях вывела из строя около тысячи гитлеровцев, уничтожила 12 танков. Особенно тяжелые бои под Трубчевском бойцы дивизии вели 31 августа, когда ее позиции атаковали 20 танков противника. Все атаки немцев тогда были отбиты. Подробности этого и других боев есть в моей книге «137-я стрелковая против танков Гудериана». Особая ценность этой книги в том, что в ней не только документы, но и воспоминания уцелевших в тех боях бойцов и командиров. В результате получилась достоверная картина войны со всем ее драматизмом и подробностями.
К этим боям только что вышедшие из окружения части дивизии были обескровлены до предела (там, в 409-м полку, было всего 6 человек, в 624-м – 27, в 497-м гаубичном – 117), но на своем участке фронта 137-я не пропустила противника. За оборону Трубчевска 137-я стрелковая дивизия получила благодарность Верховного Главнокомандующего. В каких условиях тогда вела бои дивизия, говорит эпизод из воспоминаний командира 771-го стрелкового полка капитана Шапошникова: «Мне довелось быть на совещании, в котором принимал участие приехавший на фронт начальник ГлавПУРа Красной Армии Мехлис. На его карте у Трубчевска были крупно написанные цифры: «137-я сд». На карте дивизия выглядела солидно. На самом деле в это время в дивизии был всего один полк, в полку – один батальон, а в этом батальоне – одна рота…»
Отбив наступление немцев на Трубчевск, наскоро пополненная 137-я стрелковая уже 1 сентября перешла в наступление и к 10 сентября, пройдя с боями 40-50 км, вышла на реку Судость в районе села Баклань (между Погаром и Почепом). Здесь дивизия перешла к обороне. К концу сентября 41-го дивизия, входившая в состав уже 3-й армии генерала Якова Крейзера, насчитывала около 5200 человек. В период затишья дивизия получила помощь техникой и снаряжением от земляков из Горьковской области. Тогда же были подведены и итоги боев за первые три месяца войны: 137-я стрелковая уничтожила или вывела из строя около 9 тысяч солдат и офицеров противника, 80 танков, десятки автомашин и орудий, другой техники…
…В составе Брянского фронта 137-я стрелковая дивизия находилась весь период боевых действий фронта, всегда была одним из наиболее организованных и стойких ее соединений. Командование дивизии и ее бойцы отличались тем, что не теряли веры в победу даже в самые тяжелые дни, воевали умело, били врага, превосходящего по силам, особенно в технике.
Подготовили В. БАЖАНОВА, С. ВОЛКОВА.
Фото В. Бажановой и из архива С. Бирюкова.
Если вы заметили опечатку, выделите ее в тексте и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter. В открывшемся окне нажмите "Отправить" и мы в самое ближайшее время исправим замеченную вами опечатку.