А на душе – следы войны…

15 февраля 2021, 8:00 | Общество 14

С 25 декабря 1979-го по 15 февраля 1989-го – именно столько длилась «необъявленная» война на территории Афганистана. Более 600 тысяч советских солдат защищали интересы дружественного нам государства, выполняя свой интернациональный долг, более 15 ...

С 25 декабря 1979-го по 15 февраля 1989-го – именно столько длилась «необъявленная» война на территории Афганистана. Более 600 тысяч советских солдат защищали интересы дружественного нам государства, выполняя свой интернациональный долг, более 15 тысяч из них домой так и не вернулись…

 

Гвардии майор запаса воздушно-десантных войск ВС РФ Сергей Владиславович ЮШЕНКОВ в Афганистан отправился добровольно. Ему шел 21-й год, за плечами – учеба в Коломенском высшем артиллерийском командно-военном училище (десантный факультет).
– Это было летом 80-го, – вспоминает С. В. Юшенков, – В июне у нас был выпуск, пришла пора писать рапорты о том, где хотим служить. Я с другом – Толиком Кашериным – планировал в Кострому попасть, а тут Афган начался… Ну, мы – молодые ж, романтики хотелось, вот и настояли, чтобы нас туда отправили. Да и мало мы тогда еще знали про ту войну: ее как таковой и не было поначалу, потери были небольшие… Это с годами уже понеслось… Да и потом уже нештатный приказ был: «Всех десантников «прогнать» через Аф­ган».
В августе того же года рейсом Ташкент-Кабул молодой лейтенант прибыл по назначению и принял под командование 17 бойцов взвода ПТУРС 350-го парашютного полка в составе 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. В обязанности взвода первые три месяца службы входила охрана советского городка в Кабуле, обеспечение порядка в комендантские часы – с 9 вечера до 6 утра. На перекрестках, улицах солдаты вели патрулирование, проверяли всех на наличие оружия. Осенью батальон С. В. Юшенкова направили в Шинданд – для укрепления находившейся там мотострелковой дивизии. Потом его солдаты воевали и в провинциях Герат, Фарах, Чакчаран, действовали у иранской границы, перекрывая поставки оружия, наркотиков и продовольствия преступным группировкам, устраивали ночные засады, прочесывали кишлаки, обыскивали караваны, гонялись по афганским горам за бандами, занимали господствующие высоты.
– Передвижения по горам были изматывающими, – говорит Сергей Владиславович. – Ночь, горы, сплошная темнота. Мы шли с соблюдением свето- и звукомаскировки. Ходить по горам в полной боевой готовности ночью, по неизвестному маршруту, поверьте, – сущий ад. Каждый камень, скала, выступ представляет не только тяжелопреодолимое препятствие, но и в любой момент может «превратиться» в укрытие душманов, поливающее ок-рестности свинцом. А мины… Кто знает, сколько их и где они установлены? Да еще этот изнуряющий климат… Тяжело было моим солдатам: мы же как первопроходцы – толком ничего не знали, акклиматизацию не проходили, прививки поначалу никому не делали, да и вода в тех условиях была у нас на вес золота. Вот и нахватались там бойцы наши заразы всякой: нередко случались вспышки желтухи, малярии, брюшного тифа – многие переболели, нередко – со смертельным исходом…

Как-то разведрота донесла о расположении бандитской группировки в кишлаке в районе Фараха. Взвод под командованием лейтенанта Юшенкова выдвинулся на позицию. Под утро началась зачистка объекта, и моджахеды, порядка 20 человек, были захвачены в плен, часть бежавших в горы была расстреляна вертолетчиками, прибывшими на подмогу.
– Страшно было убивать? – спрашиваю я. Ветеран боевых действий подтверждает: «Конечно, страшно. Не ты дал жизнь человеку, не тебе ее и отнимать. Но! Это война, пусть – необъявленная, партизанская, но война. И если ты не убьешь, то уничтожат тебя. А я – командир, и за моей спиной – 17 пацанов, каждого из них дома ждет мать: она надеется увидеть его живым и невредимым… И больше не было мыслей о страхе, ты просто делал то, что от тебя требовалось, ты просто выполнял приказ!»
В большинстве своем местные жители к советским солдатам относились хорошо. Дружили, вместе строили дома, школы, электростанции, дороги. Но это было поначалу. С усугублением конфликта менялось и отношение мирных афганцев. Даже женщины и дети под страхом расправы моджахедов брали в руки оружие и шли убивать…
Через полтора года боевых операций в Афгане Сергей Владиславович был контужен, лечился в госпиталях и в конце 1981-го был отправлен по прямой замене в Литву. Здесь он продолжал готовить молодых бойцов в учебно-десантной дивизии. Некоторые из его выпускников – младших сержантов – также выбрали воинскую службу на афганской территории.
В 1982 году С. В. Юшенков, выполняя 112-й прыжок с парашютом, получил травму позвоночника, и врачи запретили дальнейшие прыжки. Через три года в звании капитана его перевели в Брянскую область на должность заместителя военного комиссара Трубчевского района, где он прослужил до 1992 года и в звании майора ушел в запас. В числе многочисленных наград Сергея Владиславовича – медали «За ратную доблесть», «От благодарного афганского народа», «За безупречную службу» 2-й и 3-й степеней, Почетный знак «Воину-интернационалисту» и др.
Сегодня Сергей Владиславович возглавляет Трубчевское отделение Брянской региональной общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана», а также является участником народного хора офицеров запаса Вооруженных Сил РФ при Трубчевском межпоселенческом Центре культуры и отдыха. На протяжении 14 лет он вместе со своими боевыми товарищами занимается увековечиванием памяти погибших воинов-интернационалистов, а также проводит мероприятия, направленные на патриотическое воспитание трубчевской молодежи. По инициативе С. В. Юшенкова и разработанному им проекту, а также при поддержке местной власти и неравнодушных земляков в августе 2011 года в Трубчевске, рядом с Аллеей Героев, был открыт памятник воинам-интернационалистам, участникам войны в Афганистане и локальных конфликтов, а через три месяца такой же памятник был установлен на Белой Березке. Теперь каждый может прийти сюда, возложить цветы и почтить память тех, кто отдал свои жизни, выполняя свой интернациональный долг.
– Война – это всегда страшно и больно, – говорит С. В. Юшенков. – Какая бы она ни была: мировая, гражданская, интернациональная – она несет слезы, страдания, разруху и искалеченные судьбы людей. И пусть Афганская война закончилась в 1989 году, она навсегда оставила след в наших душах…

Т. РЫБАКИНА.

Фото В. Бажановой.


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить