Авиамоторист

31 октября 2020

В начале XX века в России зародилась во­енная авиация. В те го­ды самолеты были последним словом науки и техники. Имена первых летчиков знала вся страна. Спустя всего несколько лет после начала производства и эксплуатации летательных аппаратов в Европе началась мировая война, которая стала своеобразным катализатором развития авиации. Из любительского ув­лечения она превратилась в грозное оружие. В 1917 году военно-воздушный флот Российской империи имел около 1500 аэропланов, в авиационных частях служили до 35000 солдат и офицеров, среди которых был и трубчанин Александр Павлович Ланин (на снимке).

Александр Павлович родился 5 марта 1895 года в Трубчевске Орловской гу­бернии. В годы Первой мировой войны он служил авиа­мотористом в 11-м корпусном авиационном отряде, сформированном в 1913 году в Киеве.
Сначала в нем служили 7 летчиков (5 офицеров и 2 солдата) на 6 са­молетах. Летом 1917 го­да отряд увеличили до 9 летчиков. Первым ко­мандиром авиа­отряда был штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров основоположник высшего пилотажа, впервые выполнивший целый ряд фигур, среди которых – и знаменитая «мертвая петля». Нестеров погиб в Галиции, впервые в практике боевой авиации применив таран в воздушном бою.
В 1914-1915 годах 11-й авиационный отряд воевал на Юго-За­падном фронте, участвовал в Галицийской битве, взятии Львова, крепости Перемышль. Затем егоперевели на Западный фронт. Во время военных действий отряд ис­по­ль­зовали для наблюдения, разведки и свя­зи. Бомбометание не практиковалось.
А. П. Ланин обслуживал лицензионные би­планы типа «Фарман», полутораплан «Ньюпорт-21» и российский самолет-разведчик «Анатра-Декан». Александр Павлович ви­дел и гигантов – бипланы «Илья Муромец» Сикорского. В мировую войну скорость самолетов едва превышала 120-130 километров в час. Наибольшие их потери были за-за изношенности техники и слабой живучести двигателей. Поэтому авиамотористам приходилось нелегко.
Революционный 1917 год 11-й авиаотряд встретил на Юго-Западном фронте, в мес­течке Крупец, недалеко от австрийских позиций. Слухи о событиях в Петрограде, о Временном правите­льстве, Октябрьском перевороте достигали и фронта и действовали разлагающе. Среди солдат по­явились пропагандисты различных партий. В те дни в армии проходили бесконечные митинги. На одном из них А. Ланина выбрали председателем солдатского комитета. С 15 марта 1918 года А. П. Ланин – на службе в РККА, которой он отдаст тридцать лет жизни.
Командиры 11-го авиа­отряда Иван Яковлевич Земитан (в 1930-е годы – начальник авиашколы) и Иван Николаевич Виноградов (в последующем – инженер-конструктор, автор ряда учебников по самолетостроению) бы­ли сторонниками советского правительства. Поэтому отряд во­шел в сос­тав Красной Ар­мии. Из-под Крупца 11-й ар­­мейский авиаотряд перебазировался в Елец Орловской губернии. Тут был ип­подром, но его использовали как взлетную площадку. После расформирования авиаотряд вошел в 11-ю авиагруппу Красной Армии.
Война для авиамоториста Ланина на этом не закончилась. В Со­ветско-польской войне 1919-1921 гг. 11-я авиагруппа в боях под Вильно доставляет разведдонесения частям Красной Армии. В годы Гражданской войны летчики наносили бомбовые удары, сбивали самолеты и были воздушными разведчиками, их данными пользовались при каждом случае.
После войны А. П. Ланин работает в конструкторском бюро Григоровича.

В 1924 году один из крупнейших специалистов в мире по гидроавиации и истребителям Дмитрий Павлович Григорович (1883-1938 гг.), конструктор первого российского гидросамолета, первых советских истребителей, создает отдел морского опытного самолетостроения. Сначала конструкторское бюро располагалось в Петрограде, но в 1927 году было переведено в Москву. После се­рии неудач Григорович в 1928 году был репрессирован. На его место пригласили французского авиаконструктора П. Э. Ришара. С 1928 по 1931 год он возглавлял Морское опыт­ное самолетостроение Всесоюзного авиаобъединения в Москве при заводе №28. В конструкторском бюро работали пару десятков конструкторов, молодых советских инженеров, впоследст­вии – выдающихся профессионалов своего дела. Сегодня их имена широко известны: академик С. П. Королев, профессор И. В. Остославский, конструкторы гидросамолетов Г. М. Бериев, И. В. Четвериков, П. Д. Самсонов, конструкторы вертолетов Н. И. Камов, Н. К. Скржинский, конструктор истребителей М. И. Гуревич (один из авторов «МиГов»), конструктор и историк авиации В. Б. Шавров, конструктор од­ной из первых советских катапульт для реактивных самолетов С. Н. Люшин. Заведующим расчетной секции бюро был Семен Алексеевич Лавочкин, в последующем – один из крупнейших советских авиа­конструк­торов. С ним А. П. Ланину посчастливилось быть знакомым лично. В 1969 го­ду вышла книга известного советского писателя и журналиста М. С. Арлазорова «Фронт идет через КБ» о жизни С. А. Лавочкина, рассказанной его друзьями, коллегами, со­трудниками. В числе прочих автор книги использовал воспоминания А. П. Ланина.
На рубеже 1920-х и 1930-х годов А. П. Ланин, совмещая ра­боту и учебу, окончил фа­культет инженеров Во­ен­но-воз­душной инженерной академии имени Жу­ков­ского. Шесть лет обучения прошли не зря. В годы Великой Отечественной войны А. П. Ланин работает на авиазаводах, с ре­монтной бригадой бывает в частях ВВС, в сложных полевых условиях осуществляет ре­монт техники. В 1948 году Ланин ушел с действительной военной службы в звании инженер-майор, в 1950-е годы вернулся в родной Трубчевск. Имея бо­льшой опыт преподавательской и производственной работы, он почти де­сять лет проработал преподавателем в местном лесотехникуме.
В середине 1970-х Александр Павлович, будучи на заслуженном отдыхе, увлекся рисованием уголков родного края. Придет он в такое место, поставит стульчик, сядет на него, положит на школьную папку чистый альбомный лист и работает карандашом (реже – тушью): рисует то старый деревянный дом, то Ильинскую церковь или другие достопримечательности города. Ряд мест и по­строек уже тогда были утеряны, поэтому часть ри­сунков Ланин писал по памяти. Коренной трубчанин за­печатлел для будущих поколений уходящий колорит и архитектуру старинного городка. Не только прошлое, но и на­стоящее рисовал Александр Павлович: строительство стационара рай­онной больницы, но­вых жилых многоквартирных домов, превращение купеческого го­родка в советский индустриальный го­род. В середине 1970-х рисунки публиковались в местной районной газете в рубрике «Уголки родного города». В 1975 году, когда Трубчевск отмечал ты­сячелетие, Ланин передал несколько де­сятков ри­сунков в фонды трубчевского краеведческого му­зея.
Не только рисунками, но и статьями в газете Александр Павлович привлекал внимание жителей к со­хранению ис­чезаю­щих памятников. Большой ре­­зонанс получили его статьи о домике купцов Савиных XVI века, в котором устроили ко­тельную для новой бани. Здание при перестройке утеряло большую часть исторического образа. Пи­сал он и о заброшенном роднике на Соборной горе. Его инициатива не оказалось незамеченной, со страниц газеты в его поддержку выступали видные жители города.
За свою долгую жизнь Александр Павлович по­бывал в разных уголках нашей страны, был участником исторических событий, определивших XX век. Но главными на его жизненном пути были авиация и удивительные люди, грезившие небом. Все свои умения и талант А. П. Ла­нин посвятил Родине и ее людям.

М. ШУРУБКИН, научный сотрудник Трубчевского музея.

Фото – с сайта «Память народа», из архива Трубчевского музея.

Если вы заметили опечатку, выделите ее в тексте и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter. В открывшемся окне нажмите "Отправить" и мы в самое ближайшее время исправим замеченную вами опечатку.

Еще по теме:

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Картина дня
2 мая 2024, 12:15

Брянские студенческие отряды – участники шествия «Май! Труд крут!» в Москве

Как сообщает «Брянская губерния», на выставке «Россия» прошло шествие под лозунгом «Май! Труд крут!». Участниками шествия стали студенческие отряды Брянской области от команды Росмолодежь и РСО.

2 мая 2024, 12:05

Брянщина – лидер по развитию военно-патриотического движения «ЮНАРМИЯ»

Как сообщает РИА «Стрела» со ссылкой на пресс-службу областного правительства, Брянщина находится в лидерах по развитию военно-патриотического движения «ЮНАРМИЯ». Сейчас в нем задействовано более 23 тысяч школьников.

2 мая 2024, 11:53

Брянская область занимает первое место в ЦФО и второе – в России по поголовью крупного рогатого скота

Как сообщает РИА «Стрела» со ссылкой на пресс-службу регионального правительства, Брянщина занимает первое место в ЦФО и второе - в России  по поголовью крупного рогатого скота. Сейчас выращивается около 600 тысяч голов.

1 мая 2024, 15:41

Екатерина Кечуткина из Брянска стала третьей на Первенстве России по кроссу

Как сообщает "БрянскToday" со ссылкой на Брянское «ГУОР», Екатерина Кечуткина, студентка Брянского училища олимпийского резерва, завоевала «бронзу» Первенства России по кроссу среди юниорок. Девушка выступала на дистанции в 4 км.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта ОЭС