Игра – ведущий вид деятельности ребенка

22 декабря 2019

Одной из инноваций программы «От рождения – до школы» является формат взаимодействия с родителями: воспитатели – родители, коллеги и партнеры, для которых задача воспитания ребенка является основной. Воспитатель – профессионал, эксперт, а родитель содействует ему по мере сил.

Хочется поговорить с родителями как с партнерами, о том, какое место занимает игра в воспитании и обучении детей. В детском саду игра является ведущим видом деятельности. Ее значение невозможно исчерпать развлекательно-креативными возможностями. В этом и есть ее феномен: являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений.
У детей до пяти лет преобладает развернутая фор­ма сюжетно-ролевой игры, после пяти лет им на смену приходят игры с правилами: они не просто называют роль, а максимально приближаются к ней. Мама не должна отчитывать дочку за то, что она взяла покрывало, бусы, а, наоборот, поддержать ее порыв быть принцессой. В этом возрасте для ребенка важно, что он надел настоящие вещи, что ему разрешили. Нередко дети играют в режиссерские игры, где они не принимают ролей, а выступают как творцы, сценаристы. У мальчиков это игра в солдатики, в машинки. У девочек – куклы, мебель, посудка. Играя, дети имитируют залпы орудий, сигналы полицейской машины; у девочек решаются проблемы дочек-матерей. Не ругайте детей за созданный беспорядок, радуйтесь, что идет практическое познание мира, жизненных ситуаций. Если вы правильно поведете себя, дети поиграют и все сами уберут с огромной охотой.
Часто дети свою игру строят не только как предметно, но и как словесно оформленную. Ребенок может придумать и рассказать о несуществующем на самом деле событии. К сожалению, взрослые нередко это расценивают как бессмысленное вранье. Очень большое развитие получает игра с правилами, которая заметно отличается от сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра может быть бесконечной, конец ее определяется исчерпанностью интереса, ограничением времени. Игра с правилами жестко определяет содержание действий, направленных на достижение цели (результат, выигрыш), она с определенными ог­раничительными правилами. Игры с правилами включают в себя различные типы: подвижные (салочки), словесные («летает, не летает»), настольные игры (лото, шашки). Игра с правилами – соревнование, в нее нельзя играть одному. В этой игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам, в ней развиваются его движения, внимание, умение сосредоточиться.
Итак, игра имеет разнообразные формы. Вопрос: нужно ли взрослым подключаться к игре ребенка, и если нужно, то как это сделать?
Помощь взрослого дол­жна осуществляться, в основном, в двух направлениях. Во-первых, развиваем фантазию, воображение в сюжетно-ролевой игре, то есть учим строить игровой замысел. Во-вторых, развиваем произ­вольное поведение в игре с правилами (умение вести себя соответственно правилам игры, контролировать свои действия и партнера).
Ребенок будет счастлив, если родитель не скажет на его просьбу «не мешай», «я занята!», «поиграй сам», а возьмет главную роль на себя, включится поиграть в «войнушку» с солдатиками, поможет дочке нарядиться в Золушку. Если взрослый научит ребенка строить игровые замыслы, проблема «скуки» ребенка будет решена.
Уделите еще внимание игре с правилами. Конечно, не обязательно играть в эту игру дома. Но более удобны в домашних условиях игры в лото, домино, шашки, шахматы, мини-футбол, мини-хоккей. Часто родители уступают: «Пусть выиграет», – это плохая услуга ребенку. Неумение и нежелание подчиняться правилам, обязательным для всех, приведет к конфликтам со сверстниками, в их совместной игре.
В игре с правилами ребенок должен освоить и общие способы поведения, которые позволяют выбрать водящего так, чтобы никому не было обидно. Перед игрой нужно учить использовать правила выбора – очередность, жребий считалки, перехват палочки, угадать, в какой руке фиш­ка и т. д. Родителям нужно выучить с ребенком две-три считалки и научить его ими пользоваться.
Несколько замечаний о подборе игрового материала, организации игрового уголка. К имеющимся игрушкам нужно присоединить иг­рушки для режиссерских игр: автомобильчики, солдатиков, маленьких куколок с мебелью, посудкой и одеждой, животных, то есть, то из чего можно построить целый мир. Добавить строительные наборы. Ребенок должен иметь возможность использовать мебель в своей комнате. Все игрушки и игры должны быть в свободном доступе, чтобы ребенок мог организовать свою игру, а после нее все убрать, зная правила: «каждой игрушке – свое место».
В любом возрасте ребенок нуждается в игре со взрослым. Только при правильном руководстве со стороны взрослого занятия ребенка станут разнообразными и содержательными. Это благотворно скажется на его всестороннем развитии, а мы с вами, уважаемые родители, будем партнерами в воспитании наших детей.

А. КИВАЛИНА,
воспитатель детского сада «Родничок».

БАРС Брянск

Еще по теме:

Сентябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
15 сентября 2025, 15:19

Брянщина – в пятерке лидеров по малому бизнесу, получившему льготные кредиты от государства

Как сообщает "БрянскToday", в 2025 году уже более 100 брянских предпринимателей из разных секторов экономики воспользовались этой мерой поддержки и привлекли с помощью «зонтичных» поручительств финансирование на общую сумму 0,9 млрд рублей. А с момента действия механизма – около 8 млрд рублей. Благодаря чему Брянская область вошла в пятерку лидеров по количеству субъектов МСП, получивших «зонтичную» господдержку по итогам прошлого года.

15 сентября 2025, 14:27

Председатель избирательной комиссии Елена Анненкова рассказала СМИ о ходе голосования в Брянской области

Как сообщает РИА «Стрела», 15 сентября, стали известны итоги голосования по выборам губернатора Брянской области. ЦИК РФ сообщил о победе Александра Богомаза: он набрал 78,78% голосов. В избирательной комиссии прошло заседание, на котором подписали протоколы.

15 сентября 2025, 14:06

В избирательной комиссии Брянской области подписали протоколы об итогах голосования

Как сообщает РИА «Стрела», сегодня, 15 сентября, на заседании Избирательной комиссии Брянской области были официально подписаны протоколы по итогам голосования на выборах Губернатора Брянской области. Председатель избирательной комиссии Брянской области Елена Анненкова сообщила, что на заседании присутствуют члены комиссии с правом решающего голоса, также сотрудники аппарата регионального избиркома.

15 сентября 2025, 12:50

17 бойцов «БАРС-Брянск» получили удостоверения участника боевых действий

Как сообщает сетевое издание «Брянская губерния», первые 17 бойцов батальона «БАРС-Брянск» получили удостоверения участника боевых действий. Документы им вручили в подразделении.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта ОЭС