Об освобождении от исполнительского сбора по ипотечному кредиту
закон «Об исполнительном производстве» устанавливается, что от уплаты исполнительского сбора по ипотечному кредиту освободили граждан — участников госпрограмм помощи заемщикам.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения.
Установлено, что исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено по исполнительным документам в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством РФ, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита.
Кроме того, уточнено, что в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор взыскивается солидарно. Ранее исполнительский сбор устанавливался с каждого из должников.
Также предусмотрено, что исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае прекращения обязательств заемщика — физического лица перед кредитором-залогодержателем в соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)»
Кроме этого, Федеральная служба судебных приставов ответила на вопрос о проверке бухгалтерии на предмет правильности удержания алиментов с доходов должника. В ведомстве указали, что проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам в отношении работающих в организации должников судебный пристав-исполнитель может проводить по заявлению или жалобе взыскателя или по собственной инициативе, например, в случае непредоставления организацией информации по требованию судебного пристава-исполнителя, отмеченному в постановлении об обращении взыскания на заработную плату или иные доходы должника (письмо ФССП России от 17 апреля 2019 г. № 00011/19/102685).
Действия по проверке организации осуществляются путем выезда в организацию и истребования необходимых документов либо направления требования о представлении документов судебному приставу-исполнителю структурного подразделения территориального органа ФССП России.
При проверке судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке проверяет правильность удержания алиментов со всех выплат, причитающихся работнику, на которые может быть обращено взыскание. По результатам проверки составляется акт проведения проверки правильности удержания и перечисления денежных средств организацией.
В случае нарушения лицом законодательства об исполнительном производстве, выразившегося в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, в отношении виновного лица составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 17.14 КоАП. В случае установления признаков злостного неисполнения, а равно воспрепятствования исполнению вступившего в законную силу судебного акта со стороны служащих организации, производящей удержания, указанные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 Уголовного кодекса.
Совсем недавно, а именно 2 мая 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», далее — закон о судебных приставах (Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 97-ФЗ).
Поправками на судебных приставов возложена задача по межгосударственному розыску лиц, осуществляемому в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и, соответственно, расширены полномочия главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта (субъектов) РФ, старшего судебного пристава и судебного пристава-исполнителя.
В частности, судебные приставы-исполнители при производстве межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами РФ смогут запрашивать из банков данных оперативно-справочной, розыскной информации и обрабатывать персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, транспортные средства, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, проводить иные исполнительно-розыскные действия, предусмотренные абз. 13 п. 2 ст. 12 закона о судебных приставах.
Отметим, что в настоящее время возможность межгосударственного розыска лиц, уклоняющихся от исполнения решений судов по искам, предусматривает соответствующий Договор государств — участников Содружества Независимых Государств. Этот Договор вступил в силу для Российской Федерации 26 августа 2016 года.
С. А. Рожков, помощник прокурора Трубчевского района.
Если вы заметили опечатку, выделите ее в тексте и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter. В открывшемся окне нажмите "Отправить" и мы в самое ближайшее время исправим замеченную вами опечатку.