Чтобы не было беды…

Совсем недавно на адрес электронной почты нашей редакции пришло письмо, подписанное «ALEXS». Из его содержания стало понятно, что семья ALEXSа столкнулась с проблемой: их ребенок стал первоклассником.
Кто-то скажет: в чем же проблема, наоборот, радость: чадо ступило на новый жизненный путь? Школьные годы – это лучшее время, которое хранится в нашей памяти на протяжении всей жизни!
Но не все так просто: ребенку приходится возвращаться из школы домой одному. Родители с ужасом думают: а как он перейдет дорогу, а вдруг с ним заговорит кто-то незнакомый, а что делать, когда ребенок остается в доме один? Согласитесь, с подобными вопросами приходится сталкиваться и вашему ребенку.
Наш корреспондент встретился с педагогом-психологом Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Еленой Ивановной Белоусовой (на снимке) и задали ей вопросы, волнующие автора письма.
Берегись автомобиля!
Ваш малыш стал совсем взрослым и самостоятельным, он пошел в школу и очень этим гордится. Но существует опасность, которая чаще других, подстерегает детей, – это движущийся транспорт. Если есть детские книжки, детский театр, кино, детские игрушки, но нет и быть не может «детского дорожного движения». Безопасному движению на дороге нужно учить. Но заученные, как стихи, правила не уберегут ребенка от беды, поэтому наряду с изучением «Правил дорожного движения» надо действовать личным примером. Объясните и покажите, что переходить улицу можно только по пешеходному переходу. Подойдя к нему, остановись на краю тротуара. Посмотри по сторонам: транспортные средства стоят, и водители пропускают пешеходов? Переходи дорогу, придерживаясь правой стороны перехода. Если движение регулируется светофором, двигаться можно только на зеленый свет.
Один дома
Оставлять ребенка без присмотра – когда? Специалисты утверждают, что оптимальный возраст для такого рода самостоятельности – семь лет. Первоклассник уже имеет представление о том, что можно, а что нельзя делать, умеет пользоваться телефоном, выполняет родительские указания.
Поступки оставленного в одиночестве ребенка трудно предугадать, ведь им может руководить страх, любознательность и любовь к экспериментам. Следовательно, необходимо установить правила безопасного поведения и отрепетировать с детьми буквально каждый их шаг, одновременно не перегружая их лишними инструкциями.
Объясните самый важный принцип, в любой чрезвычайной ситуации (появился дым, отключилось электричество, сорвало кран) следует обращаться к взрослым. Даже если ребенок виновен в возникновении происшествия, его не станут ругать, а, наоборот, помогут.
Убедитесь в том, что ребенок выучил на зубок фамилии, имена и отчества родителей, их место работы, свой адрес проживания.
Внесите в память мобильного телефона ребенка номера телефонов родственников, также служб экстренного реагирования. Расскажите, как отвечать на вопросы оператора.
Установите на ноутбук или компьютер специальные программы (браузер или родительский контроль), которые защитят от нежелательного контента.
Перед уходом закройте окна. В идеале, они должны быть оборудованы особыми задвижками или специальными замками, открыть которые сможете только вы.
Избавьте детей от соблазнов: спрячьте лекарства, спички, зажигалки, сигареты, бутылки с бытовой химией и алкоголем.
Расскажите, как выключать и включать компьютер, телевизор, если ребенку приходится разогревать еду, научите пользоваться СВЧ-печью – это безопасно.
Запретите ребенку открывать двери посторонним людям! Они могут представляться полицейскими, врачами, газовщиками и близкими знакомыми родителей. О таком случае ребенок должен незамедлительно сообщить вам.
Научите разговаривать с неизвестными по телефону: нельзя рассказывать, что он сейчас один, назвать свой адрес и личную информацию. Стандартный ответ выглядит так: «Мама занята. Перезвоните, пожалуйста, в 18.00».
Можно договориться с соседями – периодически проверять ребенка (по телефону или напрямую). Оставьте им комплект ключей на «всякий пожарный».
«Дяденька, я вас не знаю!»
Очень важно научить ребенка правильно вести себя с незнакомыми людьми. При этом не стоит запугивать ребенка страшными историями. Лучше спокойно рассказать, что люди бывают разные: добрые, хорошие и, наоборот, вредные и злые. Вот несколько правил, которые стоит обсудить с ребенком и убедиться, что он их понял и запомнил.
Разговаривать на улице с незнакомыми людьми можно только тогда, когда ты идешь с мамой или другим старшим членом своей семьи.
Никуда не ходи с людьми, которых ты не знаешь. Даже если они обещают отвести тебя к маме – она тебе обязательно об этом сказала бы заранее. Если тебя приглашает куда-то другой ребенок, сначала надо обязательно спросить разрешения у родителей.
Не бери у чужого человека конфеты, подарки или деньги, потому что неизвестно, зачем он их дает, может быть, они плохие, испорченные, невкусные. Откажись от них.
Не надо помогать незнакомым людям пройти туда, куда они не знают, а ты знаешь. Ответь: «Спросите дорогу у кого-нибудь из взрослых».
Не разрешай чужим людям касаться себя. Если тебя кто-то незнакомый взял за руку и пытается увести, вырывайся, кричи и убегай, или обращайся за помощью к прохожим. Кричать лучше так: «Это не мой папа!» (или «не моя мама»).
Если тебя что-то беспокоит в поведении чужого человека, обратись к полицейскому, пожарному, охраннику (людям в форме) или зайди в любой магазин, банк, школу, попроси людей о помощи, позвони родителям.
Попробуйте проверить на практике, все ли усвоил ваш малыш. Помните, лучше перестраховаться, чем подвергнуть ребенка опасности!
Беседовала
А. Романова.