Трубчанам рассказали о Синичкином дне и «виновниках торжества» — синицах
Вот мы и оторвали еще один листок календаря, на дворе – ноябрь, последний месяц осени, ...
Завтра, 4 октября, во многих странах мира отметят Всемирный день защиты животных. Главная цель этого праздника – привлечение внимания общества к проблемам сохранения животного мира и популяризации идеи гуманного отношения к братьям нашим меньшим.
Впрочем, не совсем понятно, кто решил, что это они: добрые, терпеливые, честные, благородные – младшие, а не мы? Судя по не всегда разумному, а порой и вовсе опасному и непредсказуемому поведению большей части человечества, возомнившего себя хозяевами мира, до категории старших нам, к сожалению, еще расти и расти… Но накануне Дня защиты животных все же мы хотим поговорить несколько о другом: о проблеме сохранения биоразнообразия, об усилившейся динамике исчезновения многих видов животных, о том, ЧТО делает человек для того, чтобы сохранить те или иные вымирающие виды – на планете – в целом, и в наших краях – в частности.
Обо всем об этом (и о многом-многом другом) накануне праздника мы побеседовали с фотографом-натуралистом, основателем и первым директором заповедника «Брянский лес», автором многочисленных фотокниг о дикой природе, сотрудником государственной природоохраны, с 2014 года – членом Международной лиги природоохранных фотографов и прочее, прочее – И. П. ШПИЛЕНКОМ (на снимке – вместе с волонтерами заповедника «Брянский лес»).
– Игорь Петрович, скажите, пожалуйста, процесс вымирания некоторых видов животных – естественен для природы? Или же всему виной – деятельность человека, зачастую достаточно агрессивная по отношению к животному и растительному миру?
– Конечно, виды всегда вымирали на планете. Когда и человека-то, как такового, еще не было. Те же динозавры. Но сейчас эти процессы идут параллельно: вымирают те виды, биологические, эволюционные часы на планете которых «перестают тикать», а, кроме того, мощным процессом идет вымирание, которое спровоцировал человек своим неразумным хозяйствованием, своим антропоцентрическим эгоизмом. Мы почему-то присвоили себе право быть главными на планете и распоряжаться судьбой тех или иных ее обитателей. Мне кажется это глубоко несправедливо и в ближайшие десятилетия или столетия человечество должно, конечно, очень сильно скорректировать свое поведение, потому что катастрофа вымирания видов по вине человека уже идет.
– Каковы же основные причины вымирания видов?
– Часто виды становятся вымирающими не потому, что их кто-то преследует, специально уничтожает за ценное мясо или пушистую шкурку, а потому что исчезает ДОМ этих животных, им становится негде жить. Вот, например, многим кажется, что в нашей области такая замечательная, нетронутая природа, Десна, Нерусса, Ипуть… Но, на самом деле, все ландшафты нашей области вторичны, то есть все полностью преобразованы человеком. И какие-то животные сумели приспособиться к этому, живут и размножаются, а какие-то когда-то уже давно не приспособились и исчезли. Ведь то, что мы знали когда-то: Трубчевское ополье, Брянское ополье, бывшие когда-то очень богатыми широколиственными лесами с комплексом своих животных и растений, – сейчас мы знаем только по ископаемым находкам, нынче на этом месте поля. Виды исчезают, потому что вырубаются леса, изменяется режим рек и озер.
Вот тот же черный аист. Мало того, что для его жизни нужны старые нетронутые леса, большие массивы пойм, богатых водоемами с рыбой, которые уничтожаются, так еще и изменяется и климат не в лучшую для черного аиста сторону.
– А каким образом вид получает статус вымирающего? И что с ним происходит, когда ученые, экологи резюмируют, что он на грани исчезновения, и заносят его в Красные книги?
– Разные виды очень по-разному получают статус вымирающих и место на страницах в Красных книгах. Иногда – справедливо, иногда – несправедливо. Иногда такое внесение в Красную книгу срабатывает, иногда – совсем не срабатывает. А порой виды попадают в исчезающие только потому, что для их изучения в той или иной местности нет специалистов по этим видам, и люди думают, что этих животных, птиц, насекомых здесь нет.
Вот, например, воробьиный сыч. В Брянской области он занесен в Красную книгу. А, между тем, только в окрестностях моей деревни Чухраи, рядом с заповедником «Брянский лес», десятки пар воробьиных сычей. И, в целом, по области – тысячи пар. Живут, размножаются, но специалистов по их находке очень мало, вид трудно заметен, поэтому ошибочно числится в списке редких, исчезающих, а, на самом деле, он достаточно обычен.
Еще забавный пример: долгое время заповедник «Брянский лес» считался единственным местом в Европе, где обитают все виды европейских дятлов, хотя с самого начала мне, например, было ясно, что наш заповедник стал таким уникальным, скорее, потому, что здесь работает уникальный специалист по дятлам Сергей Косенко, который умеет находить в природе эти виды и определять их численность…
Впрочем, от того, что вид попал в Красную книгу, ему «ни холодно, ни жарко». К сожалению, часто так бывает, что вид попадает в вымирающие справедливо, его, действительно, мало, он находится под угрозой исчезновения. Но то, что он – в Красной книге – лишь констатация факта. Ни общество, ни государство никак на это не реагируют. Впрочем, если вид попадает в особую, самую тревожную категорию «редкостей», тогда начинают предпринимать определенные меры, к сожалению, порой очень запоздалые и недостаточные.
Как это, например, произошло с крапчатым сусликом. В середине 20-го века он был вредителем сельского хозяйства, его безжалостно уничтожали всякими способами. Кроме того, в это же время – в конце 20-го – начале 21-го веков – происходили драматические изменения в обществе, которые повлекли за собой кардинальные изменения ландшафта. Помните, как в Трубчевском районе заросли тогда бурьяном плодородные поля? Поля зарастали, люди уходили из деревень, весной проходили палы, сгорали огромные территории растительности. Чистые пространства, которые всегда были вокруг деревень в виде пастбищ, лугов, в то время исчезли. Вместе с ними исчезли и крапчатые суслики. Но этого сразу даже и не заметили. Когда же ученые стали бить тревогу, остановить запущенный процесс его вымирания уже было практически невозможно.
В Брянской области крапчатый суслик вымер на наших глазах: последняя естественная популяция суслика погибла в прошлом, 2024 году, на территории нефтеперерабатывающей станции в Карачевском районе. Сегодня в естественной природе Брянской области крапчатого суслика нет. Это причина, почему мы в заповеднике им занялись. Раньше в каждой области черноземья были миллионы сусликов. Сегодня в России осталось одно-единственное место, где живет естественная популяция крапчатых сусликов, – под Липецком. И то это место не совсем естественное для этого вида. Это городское кладбище. Там осталось всего несколько сот крапчатых сусликов на всю огромную европейскую Россию. И до сих пор государство не принимает серьезных мер по его спасению.
К моему стыду, я о сусликах, о трагедии, произошедшей с ними, узнал только в нынешнем году от своего друга, зоолога Сергея Сопельникова, специалиста по крапчатым сусликам. И понял, что надо срочно этому виду помогать.
Трагедия в том, что эти маленькие животные исчезают незаметно и часто тревогу бить уже поздно.
– Какие же действия предпринимают экологи, сотрудники заповедников, общество для того, чтобы сохранить, не дать исчезнуть исчезающему виду животных? Какие программы по этому сохранению действуют в нашем заповеднике?
– У заповедника основная программа – сохранять дом для животных. Есть такая поговорка: «Дичь уничтожает не ружье, а бульдозер», – мелиорация, вырубки, строительство новых хозяйственных объектов. А там, где заповедник, эта территория уже по закону сохраняется навечно. Навечно у живых существ сохранится дом, где они могут жить. Это уже большой вклад. В этом главная функция заповедника. К тому же, каждый заповедник – кладезь знаний о природе, потому что в них работают серьезные специалисты, которые кроме изучения природы проводят на территории заповедника эколого-просветительские мероприятия, чтобы тысячи людей узнавали о животных, о проблемах сохранения их видов, о том, какие работы проводят для этого.
У нас в Брянском лесу сейчас реализуются две программы по одним из самых маленьких видов животных нашего края: по русской выхухоли и крапчатым сусликам. Кстати, русская выхухоль – просто название вида. Живет она не только в России, ареал ее обитания захватывает прилегающие к Курской области районы Украины, бассейн реки Сейм и чуть-чуть – Казахстан. Этот вид живет незаметно для человека и так же незаметно исчезает. Сегодня сотрудники заповедника, и я как частное лицо, и большое количество волонтеров работают над тем, чтобы попытаться в последний момент спасти этих «малышей».
О. АНЦИФЕРОВА.
(Окончание – в следующих номерах).
Фото — И. Шпиленка.
Вот мы и оторвали еще один листок календаря, на дворе – ноябрь, последний месяц осени, ...
Клинцовский ветеран Евгений Арефин и его супруга недавно вернулись из Беларуси, где прошли курс ...
В преддверии доброго экологического праздника Синичкина дня, 12 ноября, мы предлагали нашим ...
В России стартовал конкурс «WOW! RUSSIA», направленный на формирование сообщества иностранных ...
Как сообщает ГТРК «Брянск», там соберутся все победители региональных этапов со всей России ...
Как сообщает РИА «Стрела» со ссылкой на пресс-службу регионального парламента, охрана ...