Вопросы трубчевскому священнику: Великий пост

Отшумела широкая Масленица. Начался Великий пост – самый строгий и самый долгий изо всех постов. Для православных христиан эти семь недель (3 марта – 19 апреля) – время размышлений, духовного очищения, вдумчивой работы над собой. И, конечно, Великий пост – время поиска ответов на многие вопросы, которые волнуют, будоражат ум и душу.
Раньше ответы на них искали в книгах, сейчас – все больше в интернете. А наши постоянные читатели, зная о том, что в рамках рубрики «Спрашивали? – Отвечаем!», позвонив, написав или обратившись лично в редакцию, можно задать любой вопрос, который мы переадресуем компетентному в нем человеку, и опубликуем его ответ на страницах «районки», задают свои вопросы «Земле трубчевской».
– Хотелось бы понять, в чем смысл поста? – спросила, позвонив в редакцию, жительница Городцов Татьяна Николаевна Е. – Только лишь в ограничениях в питании, в посещении церкви, молитвах? Как подготовиться к Великому посту? Как правильно поститься? Как быть, если здоровье не позволяет строго соблюдать все его правила? С какого возраста можно приобщать к этому детей? Почему в пост не играют свадеб?
Ответить на эти вопросы, которые, мы уверены, волнуют не только Татьяну Николаевну, мы попросили настоятеля Троицкого храма Трубчевска протоиерея Александра Слюнкина (на снимке).
– Каждый православный христианин молитвенно начинает готовиться к Святому Великому посту с началом пения Постной Триоди (особой книги, пение которой начинается за три седмицы (недели – ред.) до начала Великого поста и продолжается до Великой субботы включительно – до начала Пасхальной службы). Эти богослужения проникнуты глубоким чувством покаяния. Всего подготовительных Недель (Воскресений – ред.) к Великому посту – четыре: О мытаре и фарисее, О блудном сыне, Мясопустная (в этот день совершается заговенье на мясо и начинается последняя седмица перед Великим постом – Сырная – сплошная – то есть среда и пятница не являются постными днями, но мясо исключается) и Сыропустная – заговенье на Великий пост (исключают сыр, молочные продукты, рыбу). Так постепенно человек готовит тело и душу к постному подвигу.
Сам Устав о трапезе в Великий пост и во весь год регулируется 35-й главой Типикона (церковного Устава – ред.), а богослужения в Великий пост – его 49-й главой «О Четыредесятнице».
Смысл любого поста – в воздержании: не только в трапезе, но и во всех чувствах человека. Стремление христианина оградить себя от всего того, что рассеивает его силы: развлечения (даже допустимые в другое время), праздные беседы и т. д. А сосредоточиться нужно на своем внутреннем состоянии, соотнося его со Священным Писанием и Священным Преданием (творениями святых отцов, которые раскрывают его глубинные смыслы). Ограничение в пище и воздержания в чувствах, соединенные с глубоким покоянием, вместе и составляют христианский пост.
В Великий пост христиане постятся по примеру 40-дневного поста Спасителя: святая Четыредесятница и Страстная Седмица – всего семь недель перед Пасхой. Устав о трапезе в Великий пост отличается особой строгостью: в первые два дня вообще «не подобает ясти». Разумеется, редкий человек сейчас может это выдержать. В Уставе есть примечание: «кроме немощи». А тем, кто болен, или молод, или стар – «да дастся ему хлеб с водою». Важно отметить, что святые отцы говорят нам: «Нет добродетели без рассуждения» – человеку необходимо, в нашем случае, сообразиться со своими силами, то есть -– чтобы пост был ему по силам. Прежде, чем решаться на ограничения в трапезе, правильным было бы посоветоваться со священником, который постоянно принимает вас на исповедь.
В Великий пост исключена из трапезы рыба, кроме праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (если он не придется на Страстную Седмицу) и праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). В Лазареву субботу (перед Вербным Воскресеньем) позволяется рыбная икра. По субботам и воскресеньям разрешаются постное масло и вино (натуральное, сухое, практически не опьяняющее, почти безалкогольное, о котором говорится в Библии). В Великую Пятницу «трапеза не поставляется» (если человек может это выдержать).
По степени строгости (от меньшего – к большему) в ограничениях в трапезе Великий пост схематично выглядит так: мясо, молочные и яичные продукты – рыба – вино – растительное масло – вареная пища – сухоядение – отсутствие трапезы.
Дети, по Уставу, начинают поститься с 11-12 лет, по произволению семьи, в некоторых семьях – с семилетнего возраста. Если ребенка с рождения (а еще лучше – и до рождения) окружает христианская атмосфера, он сам, более, чем многие взрослые, чувствует необходимость поста.
Относительно свадеб в посты существуют канонические (церковно-правовые) нормы. Правила 52 и 53 Лаодикийского Собора (см. также Кормчая, лист 86), говорят о том, что «не подобает в Четыредесятницу совершати браки» (правило 52-е). Кроме того, даже и в те дни, когда разрешается проводить свадьбы, «не подобает христианам, на браки ходящим, скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам» (правило 53-е).
И в заключение еще раз хочется повторить: пост – это средство человеку возвратиться к самому себе, сосредоточиться на духовной жизни. Хотим подчеркнуть, что христианский пост имеет библейское установление. Если во время поста он соблюдает только пищевые ограничения, то он просто соблюдает диету. Пост – средство для более глубокой молитвы, для осознания человеком своих грехов и покаяния в них, как ежедневно – в домашней молитве, так и в совершенно необходимом христианину Таинстве Исповеди и приготовления к величайшему из Таинств – Святой Евхаристии (Причащении).
Уважаемые читатели, если у вас есть свои «вопросы священнику» на разные, волнующие вас темы, присылайте их на эл. почту редакции: [email protected], – или задавайте по телефону: 8 (48352) 2-18-17, – или приносите по адресу: ул. Ленина, д. 59.
Беседовала О. АНЦИФЕРОВА.
Фото автора.