Давайте уважать друг друга!
Когда разговор заходит о толерантности, кто-то теряется, не в силах объяснить что же кроется за этим словом, а кто-то рассуждает о веротерпимости и деликатности, не беря в расчет, что с толерантностью мы сталкиваемся практически ежедневно: быть толерантным – это не обижать, только за то, что они отличаются от нас или наших представлений о красоте человека, одноклассника, носящего очки, или рыжеволосую веснушчатую девчонку, или невысокого полненького паренька. Если мы научимся уважать и принимать окружающих такими, какие они есть, красота человеческих взаимоотношений, красота мира по-новому откроется каждому из нас.
В преддверии Международного дня толерантности – 16 ноября – мы встретились с Марией Шелобановой, ученицей 10 класса Усохской школы, и ее клас-сным руководителем, учителем общественных дисциплин Галиной Владимировной Петраченковой. Мария стала победительницей в номинации «Творческая работа» регионального этапа международного конкурса «Память о Холокосте – путь к толерантности», итоги которого были подведены 31 октября этого года.
На суд жюри конкурса школьница предоставила рассказ «Малины горький вкус», сюжет которого она придумала сама, проникшись трагедией еврейского народа в годы Великой Отечественной войны. В центре событий, развернувшихся в Польше, – история двух еврейских детей Анны и Яна, главная вина которых состояла в том, что они были «не той» национальности. Анну доставили в концентрационный лагерь, где уже находился Ян. Там они и познакомились.
Лишенные крова, родных, свободы, находящиеся в постоянном страхе, окруженные со всех сторон смертью, страданиями, ощущением безысходности, Анна и Ян стали по-настоящему родными людьми. «… От голода я стала часто терять сознание. Однако, Ян всегда был рядом и поддерживал меня. С каждым последующим днем становилось все хуже. В нашем блоке появлялось все больше свободных коек. Теперь забирали не только слабых, но и здоровых ребятишек. За ними приходили люди в белых халатах, вот только это были совсем не врачи. Я начала бояться и ждать, что скоро и меня уведут. Лучше уж пусть сразу в печь, чем попасть в руки врачей для опытов…».
Но однажды, воспользовавшись моментом, когда заключенные подняли бунт, и в лагере царила неразбериха, дети смогли сбежать. Каким-то чудом их не убили немецкие пули, не обнаружили собаки, которых пустили по следу бежавших пленников фашисты. Потом дети долго бродили по лесу, пока не наткнулись на избушку, спрятанную в лесной чаще. Хозяин приютил их, и следующие несколько лет хижина была домом для двух сирот.
В отличие от многих миллионов реальных историй, эта имеет счастливый конец: дети выросли, выучились: Ян стал врачом, Анна – медсестрой, поженились и до глубокой старости жили в любви и согласии.
Рассказ «Малины горький вкус» читается на одном дыхании. События, переживания, ощущения героев описаны так явственно и четко, что создается впечатление, будто держишь в руках реальный дневник воспоминаний очевидца тех событий.
– Главная цель и моего рассказа, и самого конкурса «Память о Холокосте – путь к толерантности» – не просто напомнить людям о жестокости и ужасах немецких концлагерей. То, что свершилось, уже не исправишь. Это наша история, наша ошибка. Ошибка всего человечества. Только через познание и признание своих ошибок лежит путь к уважению, пониманию, толерантности. А значит, есть надежда, что никогда не повторится ни Холокост, ни Освенцим, ни Великая Отечественная, – считает Мария Шелобанова.
Принять участие в конкурсе школьнице посоветовала, а в дальнейшем помогала в работе над материалом классный руководитель Г. В. Петраченкова. Большое значение для девочки имела поддержка одноклассников: они давали советы, где можно быстрее найти нужную информацию, где она более достоверна. Немало времени провела в библиотеке, обращалась в Трубчевский музей, к интернет-ресурсам. Яркий след в душе девочки оставили реальные истории людей, которые были в концлагерях, и которым удалось вернуться оттуда живыми. И свой рассказ она решила представить как воспоминание пожилой женщины, а в то время – десятилетней девочки, столкнувшейся с несправедливостью и гонениями только лишь из-за того, что она родилась в еврейской семье.
Еще на этапе подготовки и сбора информации Мария обратила внимание на различие между воспоминаниями детей и взрослых об одних и тех же событиях. Даже во время войны, даже за колючей проволокой концлагеря они оставались детьми: придумывали игры, пусть даже из игрушек были только пуговица, булыжник и лоскуток ткани, рисовали на стенах бараков… У них отобрали детство, но они не озлобились, их воспоминания более яркие: в них сильнее и надежда, и вера.
– Все мы разные, все непохожи: и внешне, и нравами, и предпочтениями. Поэтому стараемся воспитывать в учениках чувство уважения друг к другу. На уроках периодически поднимаются и обсуждаются вопросы толерантности, в школе проводятся классные часы, различные мероприятия, посвященные Международному дню толерантности, – говорит Г. В. Петраченкова. – Не только Мария, но и другие наши ребята принимали участие в этом конкурсе. Но продвинуться так далеко удалось только ей. С нетерпением ждем результатов следующего этапа.
В. БАЖАНОВА.
Фото автора.
Если вы заметили опечатку, выделите ее в тексте и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter. В открывшемся окне нажмите "Отправить" и мы в самое ближайшее время исправим замеченную вами опечатку.