Билет в будущее
В конце октября в Москве состоялся IV Всероссийский форум федеральных учебно-методических объединений в системе СПО. Он собрал более ста участников изо всех регионов страны. Заседания форума проходили в форме панельных дискуссий и «круглого стола».
В качестве активных организаторов и приглашенных к дискуссиям были руководители министерств и ведомств, частных кампаний, заинтересованных в качественной подготовке специалистов среднего профессионального звена, отвечающей мировым стандартам, требованиям WS. Приглашенными стали и представители Трубчевского профессионально-педагогического колледжа, чей проект участвовал во Всероссийском конкурсе лучших методических разработок и учебных изданий, обеспечивающих учет международных требований и профессиональных стандартов по профилям компетенций ФУМО СПО.
Форум поднял целый ряд актуальных проблем, связанных с успешностью перспективного функционирования среднего профессионального образования. Так, обсуждая проблему формирования архитектуры сети СПО, замминистра просвещения РФ И. П. Потехина подчеркнула, что в последние два-три года у абитуриентов и их родителей отмечен колоссальный интерес к колледжам. Высокий конкурсный отбор привел к тому, что места в колледжах теперь заняты отличниками, посредственные же ученики вынуждены возвращаться в школу. Этот поворот, приведший к новым образовательным ориентирам, связан с изменениями рынка труда, который и стимулирует такой интерес. И. П. Потехина подчеркнула, что ведущим уровнем образования в стране стало СПО. Сегодня цементирующим звеном кадровой стабилизации регионов становятся именно колледжи. Они менее затратные как для экономики регионов, так и для родителей, а, следовательно, более востребованы. Именно поэтому больше времени форма было уделено проблемам перспективного развития и качества профессионального образования, участия студентов и выпускников СПО в чемпионатах «Ворлдскиллс Россия».
В. И. Блинов, директор НИЦ профобразования и систем квалификаций ФИРО-РАНХиГС, говоря об интенсификации специальностей, отметил короткий срок их существования. Зачастую подготовка к получению специальности занимает большее количество времени, чем существование самой специальности. Рынок нацелен на будущее. Поэтому образовательные организации обязательно должны состыковываться с рынком труда, мониторить его для подготовки и переподготовки кадров.
Заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций А. А. Факторович связала этот вопрос с масштабным использованием цифрового формата для накапливания информации и передачи ее в Минпросвещения РФ, который создает новый перечень специальностей для экономики страны. А. Ю. Овчинников, директор Московского филиала института повышения квалификации специалистов профессионального образования, отметил, что для этого предстоит четыре тысячи колледжей охватить «цифрой», объединив их в единое образовательное пространство.
Министр образования РФ О. Ю. Васильева, поприветствовав участников форума, подчеркнула, что в основе профессиональной подготовки специалистов СПО лежит европейская система квалификации, в которой заложены профессиональные компетенции. Чемпионаты «Ворлдскиллс Россия», проводимые в системе среднего профессионального образования, являются приоритетными и уже носят последовательный и системный характер.
Вместе с тем, только единицы выпускников СПО могут участвовать в чемпионатах «Ворлдскиллс», а поэтому сегодня введен для специальностей ТОП-50 демонстрационный экзамен по стандартам «Ворлдскиллс». Он отличается от прежних квалификационных экзаменов соблюдением принципов объективности, независимости, достоверности оценивания результативности профессиональных компетенций; высокими требованиями к материально-технической базе, выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным.
В 2018-2019 году образовательные организации из 59 регионов страны участвовали в организации и проведении демонстрационного экзамена. Апробацию технологии демонстрационного экзамена по модели WorldSkills проводит и Трубчевский профессионально-педагогический колледж.
Вместе с тем, практика проведения демэкзамена выявила ряд организационно-методических проблем. Поэтому описание практики оценочных процедур как методического опыта по организации и проведению демэкзамена определило требование к одной из номинаций конкурса лучших практик, проводимых ФУМО СПО — «Методическое сопровождение организации подготовки и проведения демонстрационного экзамена в государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования».
Авторами проекта «Оценочные процедуры будущих программистов формата Рrofessional Reality (PR) в ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж», представленного на конкурс, стали Е. Н. Жилина, замдиректора по учебно-производственной работе, разработавшая массив локальной нормативной документации, Е. В. Кочанова, руководитель ЦМК информационных технологий, непосредственно проводившая оценочные процедуры программистов в формате Рrofessional Reality (PR) и Г. Н. Баженова, преподаватель колледжа. В конкурсе лучших методических разработок участвовали 242 проекта из всех регионов страны. Брянскую область представлял наш проект, который в итоге занял третье место среди всех участвующих образовательных организаций России в этой номинации. Помимо диплома, авторы проекта получили премию и прекрасный бонус для колледжа – сертификат на бесплатное издание учебника, учебного пособия или монографии в издательской группе «КНОРУС», чем непременно и ответственно воспользуется.
Лауреатство в столь престижном Всероссийском конкурсе, безусловно, показатель успешной деятельности методической службы и правильно выбранного вектора профориентационной деятельности колледжа на ближайшие годы.
Г. БАЖЕНОВА.
Если вы заметили опечатку, выделите ее в тексте и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter. В открывшемся окне нажмите "Отправить" и мы в самое ближайшее время исправим замеченную вами опечатку.