Игра – ведущий вид деятельности ребенка

22 декабря 2019

Одной из инноваций программы «От рождения – до школы» является формат взаимодействия с родителями: воспитатели – родители, коллеги и партнеры, для которых задача воспитания ребенка является основной. Воспитатель – профессионал, эксперт, а родитель содействует ему по мере сил.

Хочется поговорить с родителями как с партнерами, о том, какое место занимает игра в воспитании и обучении детей. В детском саду игра является ведущим видом деятельности. Ее значение невозможно исчерпать развлекательно-креативными возможностями. В этом и есть ее феномен: являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений.
У детей до пяти лет преобладает развернутая фор­ма сюжетно-ролевой игры, после пяти лет им на смену приходят игры с правилами: они не просто называют роль, а максимально приближаются к ней. Мама не должна отчитывать дочку за то, что она взяла покрывало, бусы, а, наоборот, поддержать ее порыв быть принцессой. В этом возрасте для ребенка важно, что он надел настоящие вещи, что ему разрешили. Нередко дети играют в режиссерские игры, где они не принимают ролей, а выступают как творцы, сценаристы. У мальчиков это игра в солдатики, в машинки. У девочек – куклы, мебель, посудка. Играя, дети имитируют залпы орудий, сигналы полицейской машины; у девочек решаются проблемы дочек-матерей. Не ругайте детей за созданный беспорядок, радуйтесь, что идет практическое познание мира, жизненных ситуаций. Если вы правильно поведете себя, дети поиграют и все сами уберут с огромной охотой.
Часто дети свою игру строят не только как предметно, но и как словесно оформленную. Ребенок может придумать и рассказать о несуществующем на самом деле событии. К сожалению, взрослые нередко это расценивают как бессмысленное вранье. Очень большое развитие получает игра с правилами, которая заметно отличается от сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра может быть бесконечной, конец ее определяется исчерпанностью интереса, ограничением времени. Игра с правилами жестко определяет содержание действий, направленных на достижение цели (результат, выигрыш), она с определенными ог­раничительными правилами. Игры с правилами включают в себя различные типы: подвижные (салочки), словесные («летает, не летает»), настольные игры (лото, шашки). Игра с правилами – соревнование, в нее нельзя играть одному. В этой игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам, в ней развиваются его движения, внимание, умение сосредоточиться.
Итак, игра имеет разнообразные формы. Вопрос: нужно ли взрослым подключаться к игре ребенка, и если нужно, то как это сделать?
Помощь взрослого дол­жна осуществляться, в основном, в двух направлениях. Во-первых, развиваем фантазию, воображение в сюжетно-ролевой игре, то есть учим строить игровой замысел. Во-вторых, развиваем произ­вольное поведение в игре с правилами (умение вести себя соответственно правилам игры, контролировать свои действия и партнера).
Ребенок будет счастлив, если родитель не скажет на его просьбу «не мешай», «я занята!», «поиграй сам», а возьмет главную роль на себя, включится поиграть в «войнушку» с солдатиками, поможет дочке нарядиться в Золушку. Если взрослый научит ребенка строить игровые замыслы, проблема «скуки» ребенка будет решена.
Уделите еще внимание игре с правилами. Конечно, не обязательно играть в эту игру дома. Но более удобны в домашних условиях игры в лото, домино, шашки, шахматы, мини-футбол, мини-хоккей. Часто родители уступают: «Пусть выиграет», – это плохая услуга ребенку. Неумение и нежелание подчиняться правилам, обязательным для всех, приведет к конфликтам со сверстниками, в их совместной игре.
В игре с правилами ребенок должен освоить и общие способы поведения, которые позволяют выбрать водящего так, чтобы никому не было обидно. Перед игрой нужно учить использовать правила выбора – очередность, жребий считалки, перехват палочки, угадать, в какой руке фиш­ка и т. д. Родителям нужно выучить с ребенком две-три считалки и научить его ими пользоваться.
Несколько замечаний о подборе игрового материала, организации игрового уголка. К имеющимся игрушкам нужно присоединить иг­рушки для режиссерских игр: автомобильчики, солдатиков, маленьких куколок с мебелью, посудкой и одеждой, животных, то есть, то из чего можно построить целый мир. Добавить строительные наборы. Ребенок должен иметь возможность использовать мебель в своей комнате. Все игрушки и игры должны быть в свободном доступе, чтобы ребенок мог организовать свою игру, а после нее все убрать, зная правила: «каждой игрушке – свое место».
В любом возрасте ребенок нуждается в игре со взрослым. Только при правильном руководстве со стороны взрослого занятия ребенка станут разнообразными и содержательными. Это благотворно скажется на его всестороннем развитии, а мы с вами, уважаемые родители, будем партнерами в воспитании наших детей.

А. КИВАЛИНА,
воспитатель детского сада «Родничок».

Если вы заметили опечатку, выделите ее в тексте и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter. В открывшемся окне нажмите "Отправить" и мы в самое ближайшее время исправим замеченную вами опечатку.

Еще по теме:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
18 апреля 2024, 19:51

В брянском Локте строят спорткомплекс

Как сообщает "Брянская губерния" со ссылкой на пресс-службу облдумы, губернатор Александр Богомаз и председатель регионального парламента Валентин Суббот осмотрели инфраструктурные объекты, которые строятся в Брасовском районе. Среди них - и спортивный комплекс в поселке Локоть. Он возводится по региональной программе «Спорт – норма жизни».

18 апреля 2024, 14:59

Под руководством трубчевского тренера боксеры сборной команды Брянской области заняли призовые места в Первенстве ЦФО

С 8 по 14 апреля 2024 года в Воронеже провели Первенство ЦФО по боксу среди юношей 13-14 лет памяти мастера спорта Советского Союза, заслуженного тренера России В. В. Спивакова и заслуженного тренера России В. К. Панькина. Среди 234 участников, прибывших из 17 регионов ЦФО, 11 юных боксеров – из сборной команда Брянской области юношей 2010-2011 годов рождения под руководством старшего тренера от Федерации бокса, тренера-преподавателя Трубчевской спортшколы А. Зубара  – представляли наш регион. На торжественном открытии турнира присутствовали почетные гости, среди которых – легенда Воронежского бокса В.  Абаджян, президент Федерации бокса Воронежской области Р. Болотов, известные мастера бокса, представители Воронежской епархии и «Динамо». Брянский боксер Дмитрий Маркин (Дубровская спортшкола, тренер – А. М. Говзман), победив на ринге в 4-х боях, стал обладателем 1 места в весовой категории 40 кг,  а Егор Мосин (МАУДО «Вега» Дятьковского района, тренер – Т. А. Агаев) привез с чемпионата «бронзу».

18 апреля 2024, 14:37

В брянской школе №64 стартовал турнир по воллейболу, посвященный памяти погибшего в СВО Николая Курсакова

Как рассказало РИА "Стрела", сегодня,  18 апреля 2024 года, в брянской школе №64  торжественно открыли турнир по волейболу, который посвятили памяти земляка - героя СВО Николая Вадимовича Курсакова. Среди почетных гостей мероприятия - мама Николая, депутаты Брянского горсовета народных депутатов И. Болунев и В. Игрунев, руководитель регионального отделения Комитета семей воинов Отечества М. Седнева, глава Володарской райадминистрации С. Бледнова.

18 апреля 2024, 11:19

В Брянске обсудили ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС

Как сообщает «Брянская губерния», 26 апреля исполнится 38 лет со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС. Накануне годовщины – в Брянском клинико-диагностическом центре прошло традиционное совещание по вопросам ликвидации последствий радиационной катастрофы. Его участниками стали члены Союза «Чернобыль» России, представители профильных региональных департаментов и всех социальных служб, медики.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта ОЭС