Через горнило войн и междоусобиц – к единству
4 ноября 1646 года был подписан царский указ, ставший символом окончания Смутного
времени для трубчевских земель. В нем шла речь о переделке «верха католического костела
в Трубчевске» и «обращении» его здания в соборную церковь во имя живоначальной Троицы
В истории России были периоды, когда существование государства было под угрозой. Один из них – Смутное время 1598-1613 годов, когда многие современники активно говорили об окончательном падении московского царства. Но народное ополчение, в рядах которого по призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина объединились более 10 тысяч служилых поместных людей, крестьян, казаков, стрельцов и дворян, а также представители разных национальностей, под руководством новгородского князя Дмитрия Пожарского 4 ноября 1612 года изгнало польских интервентов из столицы. Это событие стало не только началом освобождения русских земель от иноземных захватчиков, но и примером силы народного единения.
Трубчевск в полной мере ощутил на себе все тяготы Смуты. А с днем 4 ноября связано особое событие в истории нашего древнего города.
– По Столбовскому мирному договору (1617 г.) и Деулинскому перемирию (1618 г.) Московское государство уступило огромные территории Швеции и Речи Посполитой. В числе утерянных городов был и Трубчевск с округой, – рассказал корреспонденту нашей газеты о малоизвестных событиях Смутного времени, связанных с трубчевской землей, М. М. ШУРУБКИН, научный сотрудник Трубчевского краеведческого музея. – В течение следующих десятилетий правители русского государства Романовы предприняли ряд попыток по возвращению утерянных земель. В Смоленской войне 1632-1634 годов Трубчевск был освобожден, но по мирному договору снова отошел Польше. При проведении межевания границ по Поляновскому мирному договору (1634 г.) Москва потребовала вернуть ей Трубчевск.
Польский король Владислав IV, надеясь на союз с царем в войне против османов, в знак «доброй воли» в 1644 году передал Москве Трубчевское княжество с замком Трубецком.
Правда, передача оказалась затруднена из-за сопротивления значительной части местной шляхты, поэтому для мирной передачи в город послали из Варшавы королевскую гвардию. Потеря княжества, без компенсации от Московского царства, вызвала широкое возмущение в Речи Посполитой, особенно в литовском княжестве, потребовавшем возвращения Трубецка или возмещения убытков. В конечном итоге, это привело даже к роспуску сейма в 1645 году. Новый сейм обязал польское государство выплатить «пострадавшим владельцам Трубчевского княжества» 300 000 злотых, на выплату которых ушло более 30 лет (для сравнения: в 1650 году дымный налог со всего Великого княжества Литовского дал казне 230 тысяч злотых). Помимо этого, два города: Любеч и Лоев – были переданы от короны литовскому княжеству. Но главное: был принят закон, что подобные случаи «без разрешения и общего согласия» для всех сеймов запрещены. В польской историографии процесс передачи Трубчевска Москве даже получил особое название – «трубчевский инцидент».
После того, как последняя польская хоругвь навсегда покинула замок Трубецк, в Трубчевск вступили московские стрельцы.
– В 1645 году воевода Иван Федорович Еропкин, посланный для приема города от литовского державина Павла Солтыка, – сообщил М. М. Шурубкин, – доносил царю Алексею Михайловичу, «что в Трубчевске нет ни одной православной греко-российской церкви, а имеются только два древних костела, из коих один вполне отстроен и стоит над гробами князей Трубецких, а другой выведен постройкой под кровлю…». После Смуты во всем княжестве уцелели только две православные церкви: в с. Филипповичах – Пятницкая и в Чолнском монастыре – Рождественская. Католические польские магнаты не благоволили восстановлению ограбленных в Смуту храмов.
Трубчевские земли стали заселять люди из Рыльского и Брянского уездов, Комарицкой волости, называвшие себя здешними старинными людьми. Они покинули родные селины в 1618 году, т. к. не приняли иноземного правительства. Царский указ постановил принимать «выходцев» и преград им в поселении не чинить.
В отношениях польского и московского государств в XVII веке «вопрос веры» часто был определяющим, порой даже более важным, чем военно-оборонительный. Уже в 1646 году, ноября 4-го дня, царь Алексей Михайлович, по благословительной и освятительной грамоте Патриарха Иосифа, велел воеводе Еропкину переделать верх католического костела и установить на нем «главу по греко-российскому обычаю церквей, обратив это здание в соборную церковь во имя живоначальной Троицы. Лес на строительство собрать с посадских и уездных людей… Священниками к устроенному таким образом храму определены: Брянского у., села Козловки, Симон Михеев и села Речицы Абрам Васильев, отцы которых были прежде священниками при соборной церкви».
Во вновь устроенный храм царь Алексей Михайлович передал 11 икон, богатые украшения, священные сосуды, облачения, богослужебные книги, утварь и прочее. В соборе тщательно и свято сохранялось до революции древнее напрестольное Евангелие в малиновом бархатном переплете со знаменательной надписью: «сию книгу пожаловал Государь Царь и Великий Князь, Алексей Михайлович всея Руси в новой город Трубчевск в соборную церковь живоначальная Троицы. Дана Книга по приказу большего дворца 1646 года октября в 13 день за скрепой дьяка Феодора Курицына». Позже в 1692 году сын царя Алексея Михаиловича – Петр Алексеевич, будущий Петр Первый – подарил Евангелие Преображенскому храму. Книга эта, в малиновом бархате, украшенная чеканным серебром с ликами великокняжеской семьи и видами Кремля, сегодня хранится в краеведческом музее.
Кроме царя вклады делали и купцы «гостиной сотни» Исаков, Буйкин и воеводы. «Весною 1650 г. воевода Патрикий Степанович Исупов на сумму 20 рублей из казенных томоженных доходов пристроил к соборному Троицкому храму паперть и колокольню с лестницами». Весной 1650 года деревянная церковь была закончена. Что интересно, за «самострой» воеводу царь отругал: «А ты без нашего указа делать паперти и колокольни не смеешь, и нам бы им велеть пожаловать строить». Скоро стрелец Лукашка Ратный «ободрал гроб князя Петра Трубецкого», за такой святотаственный поступок царь велел его «бить кнутом нещадно на козле».
В период с 1646 по 1650 год в городе были восстановлены «во рву» Покровская церковь, Архангельская, Преображенский храм Спасо-Преображенского девичьего монастыря «у крепостных стен», в котором к 1668 году хранилась самая богатая библиотека во всем Орловском крае. А жучинским крестьянам по их просьбам и благословению патриарха в 1646 году царь позволил построить Георгиевскую церковь.
В 1659 году капитан фон Армер в Трубчевске начал строить городовую крепость. Одна часть крепостного сооружения окружила город, другая – посад. Уже в 1662 году она выдержала атаку крымцев и поляков. Через год к стенам подходил сам польский король с крымскими татарами, но воевода В. С. Бибиков отразил все атаки. Если крепость уцелела, то храмы и монастырь, находящиеся за укреплениями, были разорены. Затишье на трубчевской земле установилось только к концу века.
Смута, грозившаяся поглотить российское государство, завершилась освобождением Москвы от поляков, но преодоление ее последствий растянулось на десятилетия. В 1644 году замок Трубецк Речи Посполитой стал «новым городом Трубчевском» Московского царства. Указ Алексея Михайловича от 4 ноября 1646 года стал символом окончания Смуты для трубчевской округи. В течение следующих десятилетий поляки возвращались к стенам летописного Трубчевска, но взять его уже не смогли.
Подготовила С. ВОЛКОВА.
Если вы заметили опечатку, выделите ее в тексте и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter. В открывшемся окне нажмите "Отправить" и мы в самое ближайшее время исправим замеченную вами опечатку.