Спас: традиции верные и суеверные
Воспоминания о Евангельском событии Преображения Спасителя, изнесении Его Честнаго Животворящего Креста и принесение в Константинополь из Едессы Его Нерукотворного образа легли в основу праздников, называемых в христианском народе «Спас». Такое название происходит от того, что посвящены они тем великим благодеяниям, которые явлены миру самим Спасителем. Об особенностях празднования августовских Спасов – 14, 19 и 29 августа – корреспонденту нашей газеты рассказал настоятель храма в честь Сретения Господня г. Трубчевска иерей Сергий Магон.
– Почему в дни Спасов принято освящать мед и плоды?
– В народе божьем утвердилась традиция особым молитвенным образом воздавать хвалу Творцу не только за благодеяния, явленные нам в веках, но и за возможность получать все для благочестивой жизни от природы и нашего труда по ее возделыванию. Именно поэтому в дни августовских Спасов мы приносим для освящения начатки плодов из нового урожая. Эта благочестивая традиция с поправками на условия местного климата была принесена в религиозную жизнь русского человека из Византии, от которой мы восприняли православную веру. Сами названия Спасов: Медовый, Яблочный и Ореховый – получили свое существование от того, что к их дням поспевают эти продукты.
– В народе бытует мнение, что плоды до Спаса вкушать нельзя. Каков на это взгляд церкви?
– Традиция не вкушать те плоды, которые приносят для освящения в один из Спасов, восходит к уставам некоторых греческих монастырей, в которых инокам и послушникам запрещалось есть виноград до праздника Преображения. Вкусившему от новой грозди запрещалось прикасаться к винограду до конца августа. В связи с тем, что Русь вместе с Православием переняла и многие местные традиции греческого востока, в народе установился обычай воздержания от яблок до праздника. Но этот запрет в уставах тех древних монашеских обителях носил не строгий канонический характер, а был, скорее, нравственно-воспитательной нормой, помогавшей соблюдать строгий порядок в монастыре. Поэтому невозможно считать вкушение плодов до освящения нового урожая грехом. Подобное воздержание может быть полезным лишь как часть аскетического подвига, готовящего нас к достойной встрече праздника и во время Успенского поста.
Важно понимать, что в день праздника молитвою освящается не только всего несколько яблок или литровая баночка меда, принесенные в храм. Благодать Божия призывается на весь урожай, плоды которого послужат нам питанием на весь будущий год до нового праздничного дня.
В народе бытует еще одно суеверие: родителям, потерявшим своих детей, категорически запрещено есть яблоки до Спаса. Якобы это влияет на жизнь их чад в вечности. Такое утверждение не только не имеет оснований в Священном Писании и Предании церкви, но и является проявлением псевдоправославной религиозности.
– Является ли обязательным для христианина освящение плодов?
– В первую очередь, в дни этих великих августовских праздников Церковь призывает нас вспомнить о великом деле спасения рода человеческого, совершенного Сыном Божиим. Лучшей благодарностью, которую мы можем принести нашему Спасителю в эти святые дни, может быть только участие в Евхаристии, установленной Им для освящения главной нашей драгоценности – бессмертной души. Следует помнить, что добрая традиция благословения плодов нового урожая сама собой не делает нас ближе к Царству Небесному, к которому привести нас может только Христос, который есть «Путь, Истина и Жизнь».
Фото: «Земля трубчевская»
Если вы заметили опечатку, выделите ее в тексте и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter. В открывшемся окне нажмите "Отправить" и мы в самое ближайшее время исправим замеченную вами опечатку.